С НОВЫМИ ИДЕЯМИ В БУДУЩЕЕ ВОТ и наступил долгожданный праздник тех, кто связал свою жизнь с образованием. В нашем районе таких людей немало. На сегодняшний день в этой сфере трудится 536 педагогов. И.о. руководителя управления образования является А.А. Савин, не так давно приступивший к своим новым обязанностям. Поэтому накануне Дня учителя мы решили задать ему несколько вопросов.
— АНДРЕЙ Алексеевич, расскажите, пожалуйста, что для вас значит – руководитель? Хотя вы и исполняющий обязанности, но, тем не менее, есть ли у вас свои принципы в работе? — Для меня руководитель — это координатор работы, генератор идей. Это человек, разбирающийся во всех вопросах отрасли, способный мыслить и действовать на уровне глобальных перемен и заглядывающий далеко в будущее. Думаю, что принципы в работе есть у любого человека, и у каждого они свои. Для меня это терпимость, справедливость, выстраивание взаимодействия с различными структурами. — В этом году Рособрнадзор впервые установил минимум по ЕГЭ на 2013 год. Поясните нашим читателям, что это значит и как вы относитесь к нововведению? — Школьники смогли заранее узнать минимальное количество баллов, которое они должны набрать по обязательным предметам и предметам по выбору. Ранее минимальный порог ЕГЭ определялся после того, как основной поток выпускников уже сдаст экзамен. Я считаю, что благодаря такому нововведению должна систематизироваться подготовительная работа к ЕГЭ, а также это позволит избавить выпускников от лишних переживаний — узнав свой балл, можно будет успокоиться, что он выше «двойки», и спокойно ждать, пока все работы проверят и определят окончательную шкалу оценок. — Иностранный язык хотят сделать обязательным для сдачи в апреле ЕГЭ, как русский язык и математика. Есть ли в наших учебных учреждениях кадровый потенциал? — По заявлению министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова, новые образовательные стандарты для старшеклассников начнут действовать с 2020 года, и именно с этого времени выпускникам российских школ придется сдавать три обязательных предмета: русский язык, математику и иностранный язык, которые учащиеся будут выбирать самостоятельно из предложенного списка: английский, испанский, французский, немецкий. Также они смогут выбрать и уровень сложности — базовый или углубленный. Время для подготовки к переходу у нас есть, работа по оснащению школ идёт поэтапно. Нехватка учителей иностранного языка в сельских школах, качество преподавания этого предмета – вопросы, которые мы постоянно решаем. Введение обязательного ЕГЭ может стать стимулом для учащихся изучать английский язык, а для учителей — повышать квалификацию. Если раньше результаты по математике и русскому языку особо не выделялись среди других предметов, то с тех пор, как они стали обязательными, качество подготовки и результаты экзаменов ежегодно улучшаются. Возможно, и с английским языком сложится такая же ситуация, а может, даже еще и лучше. Всё новое всегда вызывает панику и вопросы, но, думаю, вместе мы всё сделаем. За последние годы было уже достаточно много нововведений, которые успешно реализовывались в наших школах, поэтому, я считаю, что наши учителя готовы к ним. — Как вы считаете, предоставляемое нашим учащимся профильное образование удовлетворяет их потребности? Вот, например, для поступления в учебные заведения на технические специальности, где конкурс меньше, требуется углубленное изучение соответствующего предмета, а у нас в школе профиля по этому предмету нет. — Преподавать предметы на профильном уровне имеют право учителя с высшей или первой квалификационной категорией, прошедшие курсовую подготовку не менее 72 часов. Такую подготовку прошли педагоги по биологии, химии, обществознанию, русскому языку и физике. Опыт 2010-2011, 2011-2012 учебных годов показал, что учащиеся, записавшись на математический профиль, уходили в течение первого, второго полугодия 10 класса, первого полугодия 11 класса. Только двое ребят смогли успешно работать в режиме профильного обучения, остальные же с трудом осваивали содержание предмета на этом уровне. Школа сохраняла эту профильную группу в течение двух лет. В текущем учебном году, учитывая результаты итоговой аттестации в 9-х классах, рассмотрели кандидатов на обучение в профильной группе «Математика» и сделали вывод, что нецелесообразно открывать такую группу, а можно усилить предмет элективными курсами. В итоге, учебная нагрузка по данной дисциплине составляет семь часов: пять – инвариантной части учебного плана и два – элективных курсов. Как таковой технический профиль мы открыть не можем из-за немногочисленности учащихся, которые его выбирают. — На августовской педагогической конференции прозвучала информация об оборудовании районного дистанционного центра, который начнет работу с октября текущего года. Не могли бы вы подробнее рассказать об этом? — Красноярский государственный педагогический университет создаёт информационно-телекоммуникационную сеть дистанционного образования. В данное время в нашем районе идёт работа по созданию центра дистанционного образования, укомплектованного компьютерным классом, системой видеоконференцсвязи, каналом прямого доступа в компьютерные и телефонные сети университета и Красноярска. Технические средства центра обеспечат доступ к информационно-образовательным ресурсам КГПУ и сети «Сибирский открытый университет», а также в единую информационно-телекоммуникационную сеть всех учреждений района и предоставят им возможность взаимодействия внутри территории. — Одна из задач, поставленная перед образованием, — обеспечить контроль качества перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) на уровне образовательных учреждений. Каким образом вы будете добиваться поставленной цели? — В каждой школе разработают систему контроля и мониторинга введения ФГОС, позволяющую отслеживать вопросы перехода, своевременно вносить свои коррективы в рабочий процесс и дважды в год проводить анализ изменений: в целях изучения предмета, в формировании универсальных учебных действий, в содержании образовательной программы, в технологии преподавания предмета, в оборудовании кабинетов, в профессиональной компетенции учителей в соответствии с требованиями новых стандартов. К работе привлекают управляющий совет и совет школы. Со стороны управления образования запланировано выездное инспектирование школ и проведение районного мониторинга перехода на ФГОС. — Как вы считаете, над чем нужно работать нашим учителям? — Раньше задача учителя заключалась, в основном, в том, чтобы передать ученикам определенный объём знаний, проверить степень их усвоения, оценить успеваемость и качество знаний. Сегодня же стоит не совсем простая задача — создать условия для развития творческих способностей, стремления к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовывать потребности, повышать мотивацию к изучению предметов, поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Поэтому сегодня учитель должен знать и уметь использовать современные педагогические технологии дифференцированного и развивающего обучения, реализовывать компетентностные подходы — методы убеждения, аргументации своей позиции, установление контактов с обучающимися разного возраста, их родителями, коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием. — Какими вы видите школы будущего? — Отремонтированные, соответствующие требованиям Роспотребнадзора и Госпожнадзора здания, оснащённые современным оборудованием. В них работают педагоги, идущие в ногу со временем, учатся школьники, показывающие высокие знания. Учебное заведение открыто для общественности и является социокультурным центром села. — Накануне профессионального праздника, чтобы вы, Андрей Алексеевич, хотели пожелать нашим педагогам? — Учитель – это больше, чем профессия, учитель – это призвание. Я желаю всем педагогическим работникам успехов в нашем нелёгком, но необходимом всем деле. Не болейте, не знайте огорчений и всегда оставайтесь такими же деятельными и жизнерадостными людьми. Творческих начинаний и профессиональных побед. Нет для учителя большего счастья, чем успехи учеников. Пусть они всегда радуют и вдохновляют вас. Особенно хочу отметить своих замов – Т.Г. Серегину, В.М. Макарову, С.Е. Кокурова, директоров школ – Л.А. Мигла и Н.И. Гусар, заведующих детскими садами – Н.В. Кензап и Н.В. Низикову. Именно благодаря таким людям у нас всё получается. Искренне желаю всем уважения и поддержки коллег и руководства, благополучия вам и вашим родным и близким.
Татьяна ДУДНИКОВА. Фото автора. (АП).
|