Знамя труда
Вторник, 23.04.2024, 17:27
Меню раздела сайта
Статистика
Яндекс.Метрика
Главная » 2010 » Ноябрь » 8 » люди земли каратузской
05:02
люди земли каратузской

Начальник без звания
Н. Е.Астафьева прожила на малой родине – в Каратузе — только около трети своего жизненного пути. Покинула она родные места, будучи еще совсем юной, а вернулась только когда разменяла уже девятый десяток. К любому материалу, повествующему историю человека или семьи, жившей в России 19 века, подойдет уже избитая фраза: по истории этой семьи можно изучать историю страны. И это действительно так, правда некоторые пятна этой истории еще невозможно просмотреть в силу разных обстоятельств.
КАК и многие другие, более ста лет назад по Столыпинской реформе бабушка Надежды Ефимовны из Расеи приехала в Каратуз за лучшей долей. У Софьи Манькиной было четверо своих детей: два сына – Ефим и Сергей и две дочери – Наталья и Федора, да еще сиротку Аришу прихватила с собой в далекую Сибирь.
Спустя годы старший сын Манькиных — Ефим — и Арина создали семью. Родили пятерых детей: Марию, Надежду, Лидию, Алексея и Василия. Ефим во время гражданской войны воевал в партизанах, с отрядами самого Колчака сражался. Говорят, что в одном из боев его спасла «рубашка», в которой родилась вторая его дочь – Надежда. Он носил её во внутреннем кармане как талисман.
Во время коллективизации семья Ефима и Арины была вынуждена уехать на несколько лет в г.Черногорск. А история эта началась с того, что пришли к Ефиму местные власти и попросили написать на его соседа — председателя колхоза — клевету. Но глава семейства не сделал этого ни в первый, ни во второй, ни в третий раз. А это в те годы могло привести к нежелательным последствиям. Вот и отправились Манькины ночью, тайком, в город — переждать «бурю». Но по возвращении в Каратуз они все-таки оказались в коллективном хозяйстве.
— В школу я пошла в восемь лет, — вспоминает Надежда Ефимовна. – Жили тогда бедненько, одеть, обуть нечего. Мы овец держали, поэтому зимой было в чем ходить: валенки катали. А весной-осенью, когда распутица, и вовсе выйти не в чем было. На всех одна пара сапог, кто успел обуть, тот и в школу пошел. Шесть классов я закончила и в колхоз. Работы всем хватало.
Старшая дочь Манькиных – Мария – умерла в 27 лет, оставив сиротой сына Александра. А умерла она от отравления, в колхозе отправили её на протравливание полей. В то время ведь никаких респираторов не было, вот и протравила она вместе с урожаем и свой организм. Случилось это во время Великой Отечественной войны. На тот период отца семейства — Ефима — уже в трудармию забрали. В 1943 году Надежда пошла добровольцем в военкомат, чтобы её на фронт отправили. А следом за ней и брат Алексей, прибавив себе годок, отправился на передовую. Осталась Арина с младшим сыном Василием и внуком Сашей. Да бабушка Софья еще с ними жила.
Надежда Ефимовна вспоминает, что бабушка Софья была знахаркой, людей лечила – травами, молитвами, заговорами. Телеги у её дома вереницей стояли – больные ехали за исцелением. Многим Софья Манькина помогала, и внучек своих этому учила, да вот с годами многое, кроме молитв, позабылось.
Итак в 1943 году Н.Е.Манькина добровольно пришла в каратузский райвоенкомат. К сожалению, никаких сведений об этом ни в военкомате, ни в районном архиве не сохранилось, виной тому — пожары. Надежда Ефимовна вспоминает, что попала она сначала в г.Абакан, затем в Красноярск, а оттуда в длинном эшелоне, в вагонах-теплушках, их повезли в Западную Украину. По дороге часто бомбили, помнит, что долго стояли в г. Ровно – ждали, когда освободят город от немецких захватчиков. Местом же прибытия стал г.Львов. Служила Н.А.Манькина в НКВД, милиции по-нашему, проверяла документы. Их служба шла следом за Красной Армией, освобождающей территорию Украины от фашистских захватчиков. Часто сотрудники НКВД делали рейды по людным местам, особенно рынкам, проверяли документы.
— Войска наступали, а через 2-3 часа на освобожденную территорию мы заходили, – вспоминает Н.Е. Астафьева. — В тех местах и бандеровцы орудовали, и немцы свой десант забрасывали, вот мы и занимались так называемой зачисткой.
С разными людьми приходилось сталкиваться Надежде Манькиной в силу специфики её работы, нередко попадала она с коллегами в сложные ситуации, из которых чудом выходила целой. Но, согласно справке, выданной УМВЛУ Львовской области, «гр. Астафьева (Манькина) Надежда Ефимовна, 1920 г.р., действительно работала в органах НКВД-МВД Львовской области с 23.01.1944 по 15.05.1945 г. в должности начальника военно-учетного стола 7 ГОМ г.Львова, без звания». Вот как получается, человек добровольно пришел в военкомат, был отправлен на прифронтовую территорию, а звания, даже рядового, не имел. Опасности Надежда Ефимовна подвергалась наравне с другими сотрудниками, занимающимися выявлением украинских националистов, но участником войны не числится.
В Западной Украине Надежда и мужа встретила. Григорий Тимофеевич Астафьев возил маршала Конева – командующего первым Украинским фронтом. В конце 1945 года Надежда и Григорий уехали на родину мужа – в г. Нижнеудинск Иркутской области. Жизнь после войны была нелегкой. Устав от долгих мытарств по съемным квартирам, Надежда Ефимовна с маленьким сынишкой вернулась в Каратуз, устроилась работать кассиром на качульский паром, с сыном Валерой нянчилась бабушка Арина.
Недолго пожив на родине, Н.Е. Астафьева опять уезжает, на этот раз на север Красноярского края, в Норильск. Здесь она второй раз вышла замуж и родила дочь Лидию.
В 1957 году Астафьевы переехали в г. Алма-Ату Республики Казахстана. Надежда Ефимовна, умевшая прекрасно готовить, сразу устроилась работать поваром, для дочери выделило место в детском саду, сын в школе учился. В 1961 году им дали благоустроенную квартиру. Жизнь потекла своим чередом.
40 лет прожили Надежда Ефимовна с дочерью в Казахстане. Но в 1997 году как вынужденные переселенцы переехали в Санкт-Петербург.
— Когда мы в 1997 году с сыном приехали в Петербург, — вспоминает дочь Н.Е. Астафьевой — Лидия Васильевна, — нам выдали так называемые подъемные для вынужденных переселенцев. Их хватило только на то, чтобы пообедать один раз в кафе и съесть по мороженому.
Н.Е. Астафьева прожив в городе на Неве два года, собралась на малую родину – в Каратуз. Здесь похоронены мама с папой, бабушка с дедушкой, живет многочисленная родня Манькиных. Потом она снова пыталась переехать к дочери, на девятом десятке трудно жить одной. Но вновь вернулась сюда.
Надежда Ефимовна каждые выходные ходит в Петро-Павловский храм. Веру в бога и чудодейственную силу молитвы ей привила еще бабушка Софья. Ездит на поклон к могилам родных. Дочь и внуки часто навещают её, зовут к себе жить. Но наша героиня твердо стоит на своем – век доживать на родине.
Татьяна
МИХАЙЛОВА.
Фото из семейного альбома.

Прикрепления: Картинка 1
Просмотров: 587 | Добавил: zt-gazeta1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Copyright MyCorp © 2024 Конструктор сайтов - uCoz