У истоков жизни УВАЖАЕМАЯ РЕДАКЦИЯ! Так случилось, что секретарем парткома совхоза «Ширыштыкский» я проработал без малого один год, но он оставил глубокий след в моей памяти. Правда, в последнее время я все реже и реже возвращался в мыслях в те далекие 90-е годы. А тут словно прорвало, стали вспоминаться такие подробности, которым раньше не придавал особого значения. Пробудило во мне память о жизни в Ширыштыке дело, вроде бы ничем не связанное с одной из страниц моей биографии. Для издательства «Буква» я переводил на современный язык книгу о церковных приходах Енисейской губернии, изданной в 1916 году. За перечислением населенных пунктов, входивших в состав приходов, передо мной вставала широкая панорама великого заселения Сибири выходцами из Центральной России. По всему Приенисейскому краю вырастали деревни, отвоевывалась у тайги земля под пашни, возводились храмы, открывались школы и врачебные пункты. Кроме сухих сведений о приходах в книге давались емкие характеристики прихожанам. Вот что писалось, например, о тех, кто населял село Тигрицкое Минусинского уезда: «Многие жители села сильно любили выпить, а в пьяном виде подраться. В детях очень выпукло бросалась страсть к воровству. Жители мало религиозны. Многие редко ходили в храм Божий. Не радели о воспитании детей». В первом десятилетии XX века во многих енисейских селах действовали общества трезвости. Было оно создано и в Тигрицком. В июле 1914 года по приговору общества в селе закрыли все винные казенные лавки и пивные. Затем последовала война. «В селе до 1 января 1915 года было тихо и спокойно, как в монастыре. Но со временем снова стала проявляться страсть к опьяняющим самодельным напиткам. По причине своего пристрастия к вину многие прихожане жили бедно и ютились в ветхих лачужках». В то же время порадовался за каратузцев. Далеко не в каждом волостном селе в те годы были так развиты ремесла и торговля, как в Каратузском. Предприимчивость и мастеровитость первых жителей села унаследовали и их далекие потомки. Вспомнилось вдруг, какие удивительно сочные и ароматные торты привозил я из районного центра на дни рождения доярок совхоза. Дальше — больше. Память высветила картину, которую наблюдал ежедневно. Утренние планерки у директора совхоза Владимира Федоровича Бооса начинались в семь часов. Однако главные специалисты и руководители служб собирались возле конторы задолго до урочного часа. И вместо анекдотов рассказывали познавательные и поучительные истории на всевозможные темы. «А ты почему молчишь, парторг?» — упрекнули меня коммунисты. Пришлось обложиться литературой, готовиться к житейским беседам, которые были полезнее всех политинформаций вместе взятых. Вот я и подумал, что ширыштыкцам, — да и не только им, — будет, наверное, интересно прочитать в вашей газете, какие были на территории современного района приходы почти сто лет назад. Сведения о них помогут глубже узнать историю многих сел, познакомиться с жизнью своих предков. Александр КОШКАРОВ, председатель Красноярской региональной общественной организации «Комитет защиты независимой прессы».
Маторский Михаило-Архангельский приход БЫЛ открыт в 1859 году. Село Маторское именовалось раньше Кундулук, по названию речки. Почему это село стало называться Маторское, точно не известно. Говорят, что название Маторское произошло от имени или прозвища Маторко, одного ясачного инородца, некогда имевшего на этом месте свою юрту и занимавшегося охотой. Имена инородцев также, говорят, получили и деревни, входившие в состав прихода: Арсапка, она же Средний Кужебар, и Ширыштык. Село Маторское располагалось по очень маленькой речке Кундулуку, на подошве гор. С трех сторон окружено березовым лесом. С северной стороны местность болотистая, покрыта мелким березняком. Болото протянулось на несколько верст. Местность подтаежная, не совсем здоровая по причине близости болота, а также из-за отсутствия хорошей питьевой воды (речка маленькая — загрязняется). Много случалось заболеваний лихорадкой. От епархиального города Красноярска село Маторское находилось в 552 верстах, от Минусинска — в 100 верстах. Ближайшая пароходная пристань – Минусинск. В селе Маторском находилось волостное правление, в котором производились почтовые операции. Почтовое отделение Каратуз — в 25 верстах. Врачебный пункт в деревне Колеватовке — в 25 верстах. В приходе две деревни: Ширыштык и Средний Кужебар (Арсапка). Эти деревни располагались по течению реки Амыла, протекавшего восточнее села Маторского. Жители названных деревень — переселенцы из Пермской и Вятской губерний. Переселились в середине XIX столетия. Все государственные крестьяне, русского происхождения, православного вероисповедания. Деревня Ширыштык отстояла от села в 15 верстах, препятствий в сообщении не имелось. Средний Кужебар от села находился в 12 верстах. Летом сообщение было неудобным, дорога шла по болоту. Приходилось объезжать болото, проезжая лишних 20 верст. В этой деревне усердием жителей был выстроен довольно просторный деревянный молитвенный дом. Освящение его состоялось 26 ноября 1914 года. Престол в честь святого Николая Мирликийского Чудотворца. В приходском храме престол один, в честь святого Архистратига Михаила. В 1878 году, 20 ноября, в храме случился пожар. Сгорели только стены храма. Все, что было внутри, спасли от огня собравшиеся прихожане. В 1880 году совершено было освящение нового деревянного храма. С увеличением числа прихожан храм этот не вмещал всех молившихся, а потому рядом был выстроен новый деревянный храм. При храме имелась библиотека, довольно полная и содержательная. В приходе было три школы. В селе Маторском церковно-приходская школа помещалась в собственном здании, выстроенном на средства прихожан. Помещение тесное. Занималось в ней до 130 учащихся, учителей было двое. На содержание школы отпускались сельским обществом 35 рублей, 5 саженей дров и выделялся сторож. По мере возможности выделялись школе и церковные средства. Квартир для учителей при школe не было. В деревнях Среднем Кужебаре и Ширыштыке были министерские школы. В деревне Среднем Кужебаре школа помещалась в собственном удобном, новом здании, а в деревне Ширыштыке — в частном доме. Содержались они в удовлетворительном состоянии. Штатный причт в приходе составляли священник, дьякон и псаломщик. Казенного жалованья полагалось первому 300 рублей, второму — 150 рублей и третьему — 100 рублей в год. От прихожан жалования и руги не было. Доходов за требоисправления в размере 2400 рублей получали, когда в состав прихода входило 9 деревень. С передачей же в Киндырлыкский приход 6-ти деревень доходы уменьшились наполовину. Было 3 дома причтовых: для священника, дьякона и псаломщика — старые и не годны для жилья. Bcледствие ветхости домов псаломщик проживал в частной квартире, за которую платил из своих средств. Дом священника отоплялся двумя железными печками. Надворные постройки: амбары, бани и поднавесы при всех домах с гнилыми крышами и полами. Все требовали капитального ремонта. Церковно-причтовой земли отведено 118 десятин, пахотной и сенокосной вместе. Лесных угодий не было. Капиталов причт не имел. Церковных сумм было около 1600 рублей. В приходе православного населения мужского пола 2382 души, женского пола — 2331. Дворов — 668. Население — переселенцы из Европейской России. Переселились давно. Коренных сибиряков проживало мало. Инославных и иноверцев не было. Раскольников австрийского священства было 15 мужчин и 13 женщин. Пропаганды своего учения среди православных они не вели. Жители прихода занимались хлебопашеством.
Сагайский Богородице-Смоленский приход ВРЕМЯ открытия неизвестно. Настоящая деревянная церковь, в честь Смоленской Божией Матери, построена в 1891 году. Церковь обнесена каменною оградою. Прежняя церковь, построенная в 1872 году, пожертвована жителям деревни Пойловой Шалаболинскаго прихода. Сагайский приход отстоял от Красноярска в 595 верстах, от Минусинска — в 80, от Каратузского почтового отделения и врачебного пункта — в семи верстах. В приход входили четыре деревни: Ключинская, Исаевская, Уджейская и Качульская. Кроме церкви в селе была часовня в деревне Уджейской и молитвенный дом во имя св. Николая в деревне Качульской. Церковных школ в приходе не было — министерских три: в селе и деревнях Качульской и Уджее. Причта положено: священник с жалованьем 300 рублей и псаломщик — 100, кружечных доходов на причт в 1913 году получили 1581 рубль. Вместо пахотной земли причт получал ругу — священник 240 пудов, псаломщик — 84 пуда и просфорня — 24 пуда. Усадебной и сенокосной земли было 36 десятин. Дома для причта общественные. Священнический дом был новый, а у псаломщика требовал ремонта. Населения в приходе: 2652 мужчины и 2553 женщины, из них только 8 человек католиков.
Cocновский Трехсвятительский приход ВЫДЕЛИЛСЯ из Каратузского в 1901 году. Свое название приход получил от небольшой речки Сосновки, протекавшей по восточной окраине села. Сосновское занимало небольшую равнину, окруженную высокими горами, за которыми, за исключением западной стороны, тянулась непроходимая тайга. Западная сторона уже мало была похожа на тайгу: лес редкий, попадались поселки, пашни, проходила дорога. С южной стороны, на расстоянии одной версты от села, протекала очень красивая таежная река Копь, изобилующая хорошей рыбой. Тайга, болотистая местность и частые дожди делали климат села Сосновского сырым. Епархиальный город от села Сосновского находился в 615 верстах, а уездный город Минусинск — в 120 верстах. В уездном городe находилась и ближайшая к селу пароходная пристань. Почтовое отделение и врачебный пункт в селе Каратузском — в 30 верстах, а волостное правление в селе Сагайском — в 31 версте. Всех деревень в приходе три: Еловская — в 12 верстах, Пономаревка — в шести или семи верстах и Александровка — в семи верстах от села. Все три деревни начали селиться почти одновременно. Дорога между селом и этими деревнями гористая, но препятствий в сообщении не было. В приходе была одна церковь во имя трех Святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Первоначально жителям села Сосновского было разрешено построить молитвенный дом, каковой жители в 1910 году стали перестраивать на церковь, и в 1912 году перестройка была закончена. 14 сентября 191З года от недосмотра за печами Сосновский храм сгорел. Утварь была вся спасена. Библиотека церковная была очень бедная. В деревне Еловской стоял молитвенный дом. Школ в приходе две: церковная и министерская. В селе Сосновском одноклассная церковно-приходская школа. Собственного здания школа не имела, а помещалась в наемном доме. Учителей в школе двое: законоучитель и учитель. Учащихся в школе от 24 до 30. Вторая школа в деревне Еловской — министерская. Собственного здания также не имела. При Сосновской церкви по штату положены были священник и псаломщик. Первый получал казенного жалования 590 рублей, а второй — 220 рублей в год. От прихожан причту полагалась руга в размере 240 пудов, но платилась очень плохо, особенно в самом селе. За требы причт получал незначительные вознаграждения. Причтовые дома в приходе деревянные. Дом псаломщика и надворные постройки были очень плохие. Земельный надел причту: сенокоса 60 десятин и леса 30 десятин. Всего населения в приходе было мужчин — 707, женщин — 709. Раскольников в приходе и его округе до 1089 человек (австрийского толка, безпоповщинского стариковского согласия). Пропагандой раскольники не занимались. Сектантов в приходе не было. Основное занятие жителей Сосновского прихода: лесной промысел, сплав, рыболовство, охота и хлебопашество.
|