Стремится жить
25 ноября жительница с. Черемушки П.Т. Ермакова отметила свой юбилей. Пусть уже и не молода, но в свои 90 все так же весела, добра и трудолюбива. В ее жизни многое было – Великая Отечественная война, потеря близких людей, тяжелейшая работа с раннего утра и до позднего вечера, но она выстояла, сумев сохранить при этом бодрость духа и оптимизм.
ДЕТСТВО ПЕЛАГЕИ
РОДИЛАСЬ Пелагея Тихоновна в 1925 году в с. Долговерясы Старосиндровского района республики Мордовии в многодетной семье. Ее родители Тихон и Феодора Городничевы состояли во втором браке. Первый муж Феодоры погиб в германскую войну, женщина осталась с двумя сыновьями Николаем и Павлом Лексаковыми, а у Тихона жена скончалась от болезни. В совместном браке они родили еще трех дочерей – Пелагею, Анну и Марию. Жили хоть и в небольшом домике, где были только кухня и одна комната, но дружно. Отец Тихон работал в пожарной бригаде. В его обязанности входило следить за пожароопасной обстановкой в селе, а в случае возгораний немедленно бить тревогу и приступать к ликвидации пожара. В то время территория Мордовии была густонаселенной, села находились недалеко друг от друга, и если вдруг гдето пожар, реагировали немедленно, так как огонь мог сгубить все поселения сразу. Вот Тихон и объезжал каждый день на коне подведомственную ему территорию. Мать Феодора трудилась в местном колхозе: летом на полях пропадала, а зимой – разнорабочей.
В 1932 году Пелагея, как и положено, пошла в школу. Изза травмы коленки ей пришлось на два года задержаться во втором классе. Окончив семилетку в родном селе, девочка продолжила учебу в средней школе в с. Старое Синдрово.
– Это село от Долговерясов находилось примерно в 12 километрах, – вспоминает Пелагея Тихоновна. – Каждый понедельник в четыре часа утра мы с одноклассниками собирались возле крайнего дома и пешком добирались до Старого Синдрово. При этом на санках везли с собой запас продуктов на неделю, у кого что было. Жили на квартире, а в субботу после уроков на единственный выходной возвращались к родителям. В девятом классе после окончания второй четверти мама сказала, что ей тяжело меня учить и чтобы я шла работать. Стали вместе с ней в местном колхозе трудиться: занимались заготовкой дров.
ТЯЖЕЛОЕ ВРЕМЯ
ВЕЧЕРОМ 22 июня 1941 года, когда долговерясовцы уже узнали о начале Великой Отечественной войны, в дом Городничевых приехали люди из военкомата и забрали отца. Немного погодя и брата Павла призвали в ряды Советской Армии. Николай к тому времени уже жил и работал в Ленинграде, слыл хорошим слесарем. Всю войну он, как и весь народ, стоял на защите блокадного города.
В доме остались три дочки и мать, да хозяйство на их хрупких женских плечах. Мордовия и до войны не была богатой республикой, а во время Великой Отечественной люди и вовсе жили впроголодь, так как все было «для фронта, для Победы». До сих пор Пелагея Тихоновна помнит трехпалые перчатки и носки без пяток, которые она вязала для солдат. Молоко, мясо, масло, яйца, сушеную картошку – все, что могли, Городничевы, как и другие жители, отдавали бригадиру, который ездил по домам и собирал продукты для фронта, а сами порой оставались голодными.
– Одежду нам мама ткала из овечьей шерсти, – говорит моя героиня. – Штанов у нас не было, только платья и чулки. Помню, пока в лес за дровами сходишь, ноги аж горят от холода, все красные.
Всю войну с матерью в колхозе проработала. Женщины постарше днем рожь жали, молотили, а кто помоложе – в ночную смену трудились, я в их числе была. Чтобы совсем не умереть от голода, весной на полях собирали мороженую картошку, из конского щавеля делали муку, летом огороды сажали.
В августе 1943 года, как сейчас помню, мы в огороде тыкву убирали, пришел почтальон и принес похоронку, в которой говорилось, что отец наш погиб под Харьковом. Вот так мама второй раз вдовой осталась.
(В этот момент Пелагея Тихоновна негромко запела песню тех лет, от которой у нее на глазах навернулись слезы:
Шли два героя с германского боя,
С германского боя домой,
Как только ступили
на русскую землю,
И их поразило грозой…).
Не передашь словами все тяготы того времени, но народ не унывал: и работали не покладая рук, и отдыхали. Зимой парни и девушки у какойнибудь одинокой женщины посиделки устраивали: пряли, вязали, под гармошку песни пели. За это расплачивались с хозяйкой дома двумя мешками картошки, двумя метрами ситца, шестью салазками дров, керосин всегда свой приносили. Летом же прямо на улице собирались: на балалайках играли, песни пели. А уж как веселился народ, когда услышал по радио об окончании войны: такого праздника в селе давно не было. Постепенно мужчины стали возвращаться с фронта, в их числе и брат Павел.
«НА УРАЛЕ ВЕСЕЛО»
В 1947 ГОДУ Пелагея вышла замуж за местного парня Дмитрия Ермакова, который работал в колхозе учетчиком. Он хоть и был моложе ее, но серьезно относился к жизни, да и взаимная симпатия таилась в их сердцах со школьной скамьи. Митя, так звала его супруга, сразу же забрал молодую жену к себе в дом, где жил с отцом и сестрой. А немного погодя уехал в Литву на три года – именно столько предстояло служить Дмитрию в рядах Советской Армии. Пелагея тем временем отправилась в п. Пышма, который находился возле г. Свердловска, на торфоразработки.
– В то время паровозы торфом отапливали, вот мы и разрабатывали его: нарезали кирпичами, сушили, складывали штабелями, – рассказывает П.Т. Ермакова. – Бригада, в которой я работала, всегда в лидерах была – красный флаг «держала». Жили в бараках, в каждом по 22 койки стояло. С утра пораньше уходили в карьеры и возвращались уже за полночь. Денег мало платили, в основном продуктами выдавали да одеждой. Помню все песню там пели:
Ой, подруженька, на Урале
весело,
Только, милая подружка,
работать тяжело…
Хоть и трудно было в Пышме, но за каждодневными заботами время пролетело незаметно, и из армии возвратился благоверный Пелагеи. Девушка перебралась в родное село, вместе с супругом устроились в местный колхоз: он – учетчиком, она – на поля, рожь косить да снопы вязать. Все шло своим чередом, детки появились в семье: в 1952 – Анна, в 54м – Алексей, в 58м – Любовь, в 60м – Мария.
ПЕРЕЕЗД
– В 1962 году в Мордовии совсем трудно жить стало, – продолжила свою историю женщина, – кругом песок, урожай плохой, а у нас четверо детей. Людей стали вербовать в Сибирь. Помню, приехал к нам вербовщик и стал расхваливать, как там жить хорошо. Кто соглашался, давали по 1000 рублей на переезд. Вместе с шестью семьями из нашего села мы собрали весь свой скарб и отправились на поиски лучшей жизни. Сначала приехали в Малую Минусу Минусинского района. Там нас поселили в барак, который нужно было отапливать углем. При этом все семьи предупредили, что трубу ни в коем случае нельзя закрывать, иначе можно угореть насмерть. Мыто в Мордовии привыкли щепками отапливаться. В общем, через две недели мы все дружно переехали в д. Куркино. Земли вдоволь, с дровами тоже проблем не возникало. В первый же год мы 300 мешков картошки накопали. Для нас это радость была. Митя устроился в каратузский молочный совхоз осеменатором, так как окончил соответствующие курсы в Минусинске, я первый год домашними делами занималась, а потом туда же работать пошла дояркой. Три раза в день на дойку возили, по 22 коровы вручную выдаивала. Неоднократно становилась победителем в конкурсах профессионального мастерства.
Здесь же у нас пятый ребенок родился – сыночек. Мы с мужем на работе, а ребятишки почти весь день одни, кто постарше – за младшими приглядывали. Так и растили детей, учили их. И ни разу не пожалели, что в Сибирь приехали, здесь жизнь лучше сложилась.
В 1978 году глава семейства трагически погиб в аварии. К тому времени детки уже взрослые были. Сыну Алексею, который трудился в совхозе, дали квартиру в Черемушке, он маму к себе перевез, а потом женщина переехала к дочке Любе.
ТАКИХ ЛЮДЕЙ
МАЛО
ПЕЛАГЕЯ Тихоновна рада, что ее детки – ее гордость – живут рядышком, хотя все-таки Маша и Миша отдали предпочтение городской суете, но тем не менее часто приезжают в гости. Каждый день моя героиня благодарит бога за то, что он сберег ее кровиночек, ведь нередко приходилось уходить на работу, а их оставлять совсем одних.
За добросовестный труд П.Т. Ермакову неоднократно награждали благодарственными письмами, Почетными грамотами, денежными поощрениями. Она имеет медали «Труженик тыла», «Ветеран труда», «К 70летию Победы в Великой Отечественной войне», а также медаль материнства. На сегодняшний день именинница не только любимая мамочка, но и счастливая и заботливая обладательница 12и внуков, 11и правнуков и одной праправнучки.
По словам сына Алексея, несмотря на то, что Пелагея Тихоновна перенесла инфаркт и микроинсульт, смогла восстановиться. Она не может сидеть без дела: то уголь принесет, то куриц покормит, то кушать что-нибудь сварит. Сейчас мало таких людей.
Небольшого роста, хрупкая старушка с серо-зелеными глазами и едва заметной из-под платка сединой в волосах поражает своей доброжелательностью и жизнерадостностью. Хочется, чтобы таких людей было как можно больше. Хотя, как говорит Пелагея Тихоновна, раньше люди жили бедно, но дружно, помогали друг другу во всем, а сейчас практически ни в чем не нуждаются, в том числе и в человеческих отношениях. Ей, прожившей нелегкую жизнь и повидавшей многое, виднее, а мы этого уже не замечаем. Дай бог вам, Пелагея Тихоновна, здоровья и оптимизма еще на долгие-долгие лета.
Татьяна ДУДНИКОВА, фото автора
|