Кадры
решают всё
30 ОКТЯБРЯ в Каратузском районе состоялось выездное совместное заседание Комитета по делам села и агропромышленной политике Законодательного собрания Красноярского края и координационного совета ассоциации по взаимодействию представительных органов власти и местного самоуправления. Краевые структуры поддержали предложение главы района
К.А. Тюнина провести мероприятие в нашей территории, от Каратузского района в нем приняли участие сельхозпроизводители, главы поселений, депутаты районного Совета во главе с председателем Г.И. Кулаковой.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ законодательной и исполнительной властей региона прибыли на территорию из Шушенского района, оценив новую межрайонную трассу ДубенскоеВерхний Суэтук. В Верхнем Суэтуке осмотрели складские помещения крестьянскофермерского хозяйства Александра Абельтина. В беседе с ними руководитель хозяйства обозначил проблемы развития малого бизнеса, занятого в сельхозпроизводстве. В их числе износ техники, отсутствие сушилки и сложности в аренде пустующих и заброшенных земель. В райцентре гости посетили межшкольный учебный комбинат и каратузский филиал минусинского сельскохозяйственного колледжа, руководители которых рассказали об учебной деятельности и показали материальнотехническую базу учреждений.
В одном из классов колледжа и состоялось намеченное заседание по теме «Кадровая политика». Три ее аспекта были подробно представлены выступающими на заседании. Так, заместитель председателя правительства края — министр сельского хозяйства Л.Н.Шорохов в своем докладе изложил, как решается задача закрепления выпускников образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования в сельской местности. Наиболее известная мера — улучшение жилищных условий через предоставление социальных выплат на строительство или приобретение жилья молодым семьям и специалистам, а также гражданам, постоянно проживающим и работающим на селе. Кроме того, муниципальным образованиям края предоставляются субсидии по софинансированию расходных обязательств по строительству или покупке домов молодым семьям и специалистам. По этим программам немало жилья построено и в нашем районе, и еще четыре семьи стали обладателями сертификатов в день проведения совещания — их вручил каратузцам Л.Н. Шорохов.
Сельхозпредприятия, принимающие на работу молодые кадры, также поддерживаются государством: им предоставляются субсидии на компенсацию 70% затрат, связанных с выплатой им заработной платы, а самим молодым специалистам и рабочим предоставляется социальная выплата в размере 300 тысяч рублей. По линии министерства сельского хозяйства оказывается помощь учебным заведениям среднего профессионального образования и красноярского государственного аграрного университета. Тем не менее, все предпринимаемые меры пока не снижают остроты кадровой проблемы, одна из причин — в сельхозотрасли много специалистов и работников пенсионного возраста, которые уходят на заслуженный отдых.
СЛЕДУЮЩИЙ выступающий — О.Н.Никитина, заместитель министра образования края, в своем подробном докладе представила всю сеть образовательных учреждений, готовящих кадры для сельхозотрасли. Их 13, плюс к этому 19 филиалов, в том числе и каратузский. Из общего количества выпускников этого года трудоустроено 54%, а на 20152016 учебный год профессии и специальности укомплектованы на 92 процента. Но, например, желающих учиться в каратузском филиале в этом году было больше, чем мест, которые учебное заведение могло предоставить.
В числе проблем отрасли заместитель министра назвала изношенную материальную базу, в частности — размещение учебных классов в приспособленных помещениях, слабое владение педагогическими работниками современными подходами обучения и современными технологиями в аграрной отрасли вообще. Сожаление она выразила и по поводу того, что в большинстве своем ребята выбирают учебные заведения аграрной направленности не осознанно, а так сказать — по остаточному принципу.
В качестве мер, призванных снять данные проблемы, министерство предлагает расширить практику целевого обучения специалистов при разработке действенного механизма возврата после обучения в сельхозпредприятие. Совместно с этим ввести практикоориентированную подготовку специалистов на производственных задачах в реальном коллективе. Внедрять наставничество, стажировки, а руководителей ведущих сельхозпредприятий ввести в состав попечительских советов учреждений профессионального образования и школ, ответственных за кадровую политику. И не только для того, чтобы в рамках школьного компонента внедрялись профориентационные курсы или программы по типу: «Ведение фермерского хозяйства» или «Ландшафтный дизайн», «Основы генетики и селекции». Примеры таких программ в школах края не единичны. А для того, чтобы навыки к труду прививать детям с малых лет. Эту тему В.И.Сергиенко, председатель комитета по делам села и агропромышленной политике Заксобрания края, ведущий совещание, обозначил, открывая его. Со слов Валерия Ивановича, сегодня дефицит кадров испытывает не только аграрный сектор экономики, но и другие производственные отрасли. Как можно поднять снизившийся престиж рабочих специальностей? Создавая условия: предоставляя преференции обучающимся по рабочим специальностям, повышая заработную плату, улучшая жилищные условия, развивая инфраструктуру и комфорт на селе и т.д. Но это не все. Уже достаточно в крае примеров, когда пустует новенькое жилье, подготовленное для медиков, или строители бросают работу, не считаясь с достойной заработной платой. Часто молодежь мечется с место на место, говоря, что не нравится профессия. Но на деле молодые специалисты просто не приучены работать и не готовы восемь часов в день заниматься трудом. Если человек не знает, что это такое, если у него не было ни домашних, ни общественных нагрузок, он не сможет работать нигде, где нужно собственно работать. Сегодня это касается уже и села. Ретивые родители бегут в прокуратуру, если ребенка привлекли к общественному труду, не понимая, что трудовые мозоли — прививка от тунеядства и пьянства. Сегодня не каждая семья имеет приусадебный участок, держит хозяйство. Да и на производстве подростки не бывают. Как говорит директор ДРСУ Н.В. Димитров, за все время его работы предприятие не посетила ни одна экскурсия школьников, хотя оно оснащено самой современной техникой и является одним из передовых в крае.
Исправлять ситуацию Валерий Иванович Сергиенко предлагает с азов — с начальной школы, вернув в учебные дисциплины «Труд» вместо предмета «Технология», а в сами учреждения — пришкольные участки.
Закрепить данное нововведение нужно законодательно. Заместитель министра образования поддержала позицию депутатов, отметив, что акцент необходимо сделать все же на предпрофессиональную подготовку в межшкольных комбинатах и создании серьезной базы для преподавания «Технологии».
В продолжение темы депутаты посетили таскинскую школу, где на приусадебном участке работают дети вместе с педагогами. Этот успешный опыт вызвал одобрение краевых парламентариев.
Завершили визит в район гости посещением молочнотоварной фермы ЗАО «Кирова», где полным ходом идет реконструкция. Это пример наращивания объемов продукции и расширение производства, которое идет повсеместно, без сомнения, приведет к увеличению потребности в квалифицированных кадрах. Даст ли их система среднего и высшего профессионального образования? Захотят ли сегодняшние старшеклассники связать свою жизнь с аграрной и другими производственными отраслями? Или пополнят ряды многочисленных клерков?
Это была последняя рабочая поездка Сергиенко В.И. Возвращаясь в краевой центр он трагически погиб.
Ольга ГАЛКИНА.
Фото автора.
МНЕНИЕ УЧАСТНИКОВ СОВЕЩАНИЯ
В.А. ШАЛИМОВ, директор филиала Минусинского сельскохозяйственного колледжа: «Вопросы, вне всякого сомнения, рассматривались важные. Но мы ожидали, что совещание будет направлено на решение проблем профобразования. А их много, в том числе и в нашем филиале колледжа. Материальная база учреждения слабая, хотя технический парк серьезный. Но учебный корпус размещен в приспособленном здании, общежитие не вмещает всех желающих.
Что касается адаптации студентов к трудовой деятельности, то они проходят практику: учебную — в колледже, производственную — на предприятиях. Из 36 выпускников по основным образовательным программам трудоустроено 19, что составляет 53%, остальные призваны в армию или продолжили обучение».
Е.В. Брамман, руководитель пекарни «Золотая Нива»: «Темы, поднятые на заседании, крайне важны. Как производственник сталкиваюсь с нехваткой квалифицированных специалистов на селе, таких как токари, сварщики. Нужно обязательно расширять спектр специальностей на базе колледжа и межшкольного комбината, включая те, что остро необходимы в данный момент. Злободневным вопросом остается и привлечение детей к труду. Как педагог по образованию, считаю, что нужно менять законодательство и прививать навыки трудовой деятельности, начиная с детского сада. Хорошее предложение, озвученное на встрече, — приглашать руководителей успешных предприятий на классные часы в школу, а детей — на экскурсии на производство».
|