Знамя труда
Пятница, 19.04.2024, 06:48
Меню раздела сайта
Статистика
Яндекс.Метрика
Главная » 2014 » Декабрь » 22 » ветеран
09:06
ветеран

Доброволец
В ПОТЕРТОЙ от времени красноармейской книжке записано: «Козяева Валентина Ивановна. Телефонист. Ефрейтор. 1806 Зенитно-артиллерийский полк противовоздушной обороны. Взвод управления дивизионом 2. 18 августа 1943 года приняла присягу. Демобилизована согласно приказу Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1945 года». Книжка эта хранится в семейном архиве Валентины Ивановны около 70 лет. А вот свидетельству о рождении, которое женщина тоже бережет, уже 90: «Родилась 8 декабря 1924 года в с. Абан того же сельсовета Восточносибирского края. Отец – Козяев Иван Васильевич. Мать Козяева Аграфена Дмитриевна».

   
   — ОТЕЦ знатным шорником считался — делал сбруи, хомуты, узды, шлеи, — рассказывает Валентина Ивановна. — В Абане трудился на кожевенном заводе.  Машин тогда не было, все на лошадях ездили. А еще он охоту любил. Гусей, уток, зайцев, тетеревов стрелял, мясо в доме всегда было. Да и скотину во дворе держали. Тогда ведь как жили. Зимой морозы-то в Абане до 50 градусов доходили, корову телиться в дом заводили, потом ее — в стайку, а теленочек в избе оставался. Кур под русской печкой размещали. 
   Мама домашнее хозяйство вела. В семье было четверо детей: два старших брата и мы с Машей. Мама выросла в большой работящей семье. Ее отец с сыновьями вел крепкое хозяйство, на заимках скота много держали, работали не покладая рук. Но в период коллективизации семью раскулачили.
   Валентина Ивановна знает о событиях тех лет в основном по рассказам близких, но до сих пор ей больно вспоминать о них.  
   Отец семейства Иван Васильевич любил переезжать с одного места на другое. Наверное, искал, где получше. Даже на север, в Еруду, семью возил, на золотые прииски. Но там простыл, заболел, и пришлось всем вернуться обратно в Абан. Следующим пунктом назначения для семьи Козяевых стал г. Красноярск. Поселились в холодном бараке, где была сложена маленькая печка. 
   — Житье в городе — не то что в Абане, — продолжает В.И. Васильченко. — Работал только папа, вот что могли на его заработок купить, тем и жили. Трудился он на ТЭЦ, но его навыки шорника были очень востребованы. В Красноярске я окончила семь классов школы. Когда началась война, нас сразу взяли в ФЗО при заводе «Красмаш». Рабочих рук не хватало, поэтому учили девчонок на токарей, фрезеровщиков, стропальщиков, сверловщиков. Я умела работать на фрейзерном, токарном и сверлильном станках. Делали детали для пушек: 80-миллиметровой, 45-ки. Были там и секретные цеха, куда никого не пускали. 
   Нам доверяли работать  только на стареньком оборудовании. Вот и случилась однажды со мной несчастье: металлической стружкой ногу сильно разрезало, три месяца на костылях ходила, у станка стоять не могла, нога сразу опухала. Перевели меня в кладовую – детали выдавать. А здесь опять беда: карточку продуктовую украли. Их на десять дней выдавали, каждый день по ней я 800 граммов хлеба получала. Пришла домой, отцу рассказала о своей беде. Он ответил: «Ну, что ж теперь, как-нибудь проживем». Тут как раз к нему из пекарни приехали – сбруя у лошади, что хлеб по магазинам развозила, порвалась, новая нужна. Отец согласился сделать, а за работу с ним хлебом рассчитались.
   В годы войны всем было тяжело. Подруги сказали Валентине, что девушек на фронт набирают. Пошли они в военкомат, а там без всяких яких взяли их  в армию. Тогда из Красноярского края в войска противовоздушной обороны отправили 1200 девушек.   Валя пришла домой, собрала кое-какие вещи, сильно-то брать нечего было, и, никому ничего не сказав, поехала воевать.
   — Посадили нас в эшелон и отправили на запад, — вспоминает Валентина Ивановна. — Красноярских новобранцев высадили в г. Камышине, стали формировать полк. В пригороде стояли артиллерийские части, куда мы ходили учиться управляться с орудиями. Приборы разные изучали: дальномеры, БИ, не помню, как расшифровывается, но с помощью него цель ловили, 10 девушек за ним сидели. Кто-то из нас учился быть третьим номером у орудия. 
   К осени 1943 года полк со всей материальной частью перевезли под Харьков. Наши позиции располагались за городом, жили мы в землянках, которые сами и выкопали. Немецкие самолеты летали над нами, но не бомбили. 
   Из Камышина Валя написала родителям, что ушла добровольцем на фронт. Папа ответил ей, спрашивая в письме, зачем она это сделала, ведь это же война, там убивают. Но девятнадцатилетние девчонки не думали тогда о смерти, они искали лучшей доли, на фронте хоть кормили нормально. 
   — Однажды под Камышином тянули мы телефонную линию, а погода стояла осенняя: сначала дождь, потом снег, а потом и морозец, — продолжает моя собеседница. — А на нас сапоги из свиной кожи, все промокли, замерзли. Попросились мы на ночлег к одной бабушке, она сердобольной оказалась, печь истопила, воды нам нагрела. Мы когда сапоги сняли, увидели, что ноги у нас красные, как у гусей. Я тогда сильно застудилась, в санчасть попала. 
   Из Харькова нас повезли в Шепетовку – это узловая станция  на Украине. Через нее шли грузы на запад, а оттуда эшелонами везли раненых солдат. Вот где была страшная бойня: бомбили нас фашисты ужасно, сколько наших ребят погибли здесь, мы сами их хоронили. Описать словами все это невозможно. 
   Я была связистом – на телефоне сидела в землянке. Мы и на посту стояли: если погода хорошая, то четыре часа — с винтовкой в руках, а если плохая, то – два. Чтобы не замерзли, выдавали нам валенки и тулуп. А так зимой ходили в ватных штанах и фуфайке. В землянке печь топили, чтобы просушить мокрую одежду, здесь же и баню устраивали. Сейчас вот думаю, как же нам, девушкам, в таких условиях сложно было, но ничего, все перенесли. 
   Однажды после бомбежки решили мы выйти из укрытия. Впереди шел командир дивизиона, а за ним человек пять-шесть девчонок. Он как увидел, что всего в пяти метрах от землянки лежит неразорвавшаяся бомба, руками махнул, мы все на пол и попадали. Потом нас отослали с разными заданиями. А когда вернулись, бомбы уже не было. 
   Из Шепетовки немцев погнали на запад, а полк противоздушной обороны пошел в польский г. Ченстахов. Здесь узнали о Победе, первый раз стреляли девушки из винтовок. В воздух. От радости. 
   В своем полку Валентина встретила вторую половинку, вышла замуж. Еще некоторое время молодожены жили в Польше — муж нес службу: капитан Васильченко был заместителем командира полка по технической части. Потом Дмитрий Иванович отправил молодую жену к родителям, в Ставропольский край. А через какое-то время и сам вернулся в родную деревню Соломинку, что расположилась между г. Буденовском и Минеральными водами. Супруга поставили на ответственную должность – председатель колхоза. После фашистов в хозяйстве мало чего осталось: пол-отары овец, несколько свиней и коров, лошаденки. Вот и поднимал фронтовик сельское хозяйство. 
   — Дмитрия Ивановича отправили в Ставрополь агрономию изучать, у него ведь образование механика было, — рассказывает Валентина Ивановна. — Продали мы все свое хозяйство и  уехали на три года в город. Здесь я поступила на курсы художественной вышивки. Очень нравилось мне это занятие, в документе об окончании — все пятерки. Муж увидев, что я увлеклась этим делом, купил мне ручную швейную машинку. Но одной рукой неудобно вышивать. Поэтому он заказал где-то на заводе специальный станок, вот тогда у меня пошла работа. Когда вернулись в колхоз, многим нравилась моя вышивка, но ткань и нитки в то время было трудно достать, поэтому заказы были редкими. 
   У меня до сих пор в ушах стоит шум степи. Ведь Ставрополье – это степи, где растет все: и пшеница, и рожь, и овес, и подсолнечник, и кукуруза. В нашем колхозе все это выращивали, новые земли распахивали, скот разводили.
   Сестра Валентины Ивановны Мария жила в Красноярске, воспитывала троих детей, да еще и мама с ней проживала. У Васильченко своих детей не было, поэтому на семейном совете решили, что племянница Люда будет жить у них — все Маше полегче. В возрасте восьми лет Людмила переехала к тете, да так и шагают они по жизни вместе. 
   Волею судьбы приемная дочь переехала в Каратузское, ну и родители за ней. 43 года прожили вместе супруги Васильченко, похоронила мужа Валентина Ивановна здесь, в нашем селе. А потом уехала в Хакасию, где обосновались к тому времени брат и сестра. А сейчас вновь перебралась поближе к дочери. В Каратузе купили благоустроенную квартиру, дочь и внуки часто приходят в гости, социальный работник по хозяйству помогает. 
   За бои на станции Шепетовка В.И. Васильченко награждена медалью «За боевые заслуги», она участник Великой Оте­чественной войны. Также Валентина Ивановна имеет награды: медали «За Победу над Германией», Жукова, юбилейные в честь Победы в Великой Отечественной войне и дня рождения Вооруженных Сил СССР. Восьмого декабря с 90-летним юбилеем ее поздравляли глава администрации района Г.И. Кулакова, ее заместитель Г.М. Адольф, специалисты центра социального обслуживания. Галина Ивановна вручила юбилярше поздравительные адреса от Президента России  В.В. Путина и главы Каратузского района К.А. Тюнина. Много теплых слов было сказано ровеснице района, чей жизненный путь, служение Отечеству служат наглядным примером для молодого поколения россиян.
Татьяна МЕНЬШИКОВА.

 

Прикрепления: Картинка 1
Просмотров: 888 | Добавил: zt-gazeta1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Архив записей
Copyright MyCorp © 2024 Конструктор сайтов - uCoz