Нелегкий хлеб
Алексея Ермакова
УСПЕХИ аграриев, в том числе и каратузских, безусловное подтверждение тому, что не перевелись на селе мужики с менталитетом крепкого сибирского крестьянина. Про таких говорят: как только весной земля дышать начинает, у него руки на работу чешутся, а урожайная нива душу ему греет и глаз радует. Поручи дело — в лепешку расшибется — выполнит, чего бы это ему ни стоило. О высоких материях рассуждать не мастак, зато своего железного коня до последнего винтика разберет и обратно соберет, по звуку определит, чем он «заболел». За плечами опыта — не занимать, заслуг – не перечесть, но виду не подает, дельный совет на заметку возьмет и свой даст к месту. На пустые разговоры время не тратит и пустозвонов не жалует.
Добавить к этому, добродушен, улыбчив, взгляд прямой, но с хитрецой… и вылитый Алексей Дмитриевич Ермаков получается, механизатор ГП КК «Каратузское ДРСУ». Даже то, что он — не коренной сибиряк (семья переехала в 1961 году из беднейшей в то время Мордовии в деревню Куркино Каратузского района в поисках лучшей жизни), сути не меняет — хлеб везде потом крестьянским полит.
ЭТО Алексей понял очень рано. И как только достиг десятилетнего возраста, когда его стали допускать на сельхозработы, стремился внести свою лепту в достаток семьи, в которой помимо него было еще четверо детей. Мать трудилась на ферме третьего отделения каратузского совхоза то дояркой, то телятницей, отец — техником искусственного осеменения в том же предприятии. А подростка тянуло к технике, он стремился попасть в механизированное звено. Сначала ему доверили копны возить во время заготовки кормов, затем — управлять граблями на конной тяге, потом поставили работать на подборщике, на транспортер которого нужно было кидать вилами сено, что позже сгружалось из накопителя в тракторную тележку. Рабочее место на подборщике считалось механизированным и было «вершиной карьеры» для подростков.
С освоением школьных наук Алексей Ермаков тоже справлялся успешно. Но в 1969 году по окончании восьми классов, понимая, что родителям трудно содержать большую семью, решил оставить учебу. Его взяли на работу помощником киномеханика. Благодаря пытливому уму и тяге к механизмам всякого рода, юноша самостоятельно научился обращаться с кинопроектором. Прошло совсем немного времени, и А.Д.Ермаков стал лучшим молодым киномехаником Красноярского края, о его работе и успехах писала районная газета «Знамя труда».
Иной бы рассудил, что представился удобный случай обрести профессию, которая позволяет (будем честными) зарабатывать более «легкий хлеб». Но у нашего героя подобного желания не возникло. Трудно наверняка сказать почему, благодаря ли крестьянской жилке или устремлению, как и у всей молодежи того времени, заниматься серьезным делом, но факт остается фактом – Алексей пошел на курсы трактористов.
С ПОСЕВНОЙ 1971 года началась в каратузском совхозе его трудовая деятельность. Весной — на тракторе, осенью – на комбайне, еще до армии успел два сезона отработать и так себя зарекомендовать, что по возвращении со службы ему сразу новый комбайн дали. А еще через два года, когда он заработал необходимый стаж, кандидатуру А.Д.Ермакова, подкрепив рекомендациями и характеристикой, руководство отделения выдвинуло для работы на тракторе К700.
С 1977 года мощный «кировец» — постоянный напарник его трудовых будней. Многое изменилось в жизни Алексея Дмитриевича с того времени. По труду пришла и честь: как победитель социалистического соревнования он неоднократно был отмечен почетными грамотами и нагрудными значками. В 1986 году за высокие показатели по итогам одиннадцатой пятилетки награжден орденом Трудовой славы III степени. В 1981 году завоевал звание «Гвардеец пахоты» и был награжден талоном на внеочередное приобретение автомобиля. Его «Жигули» второй модели стали первой личной машиной в родной деревне.
И позже были награды и победы. И не только у него. Рядом трудились немало таких же умелых земледельцев, животноводов. Но одного ударного труда недостаточно для процветания сельхозпредприятия. Каратузский совхоз организован был с размахом, имел семь отделений. Эта масштабность и сыграла с хозяйством злую шутку: в погоне за гектарами и поголовьем проглядели руководители привесы, урожайность, в общем, те показатели эффективности, которые лежат в основе прибыли. В тяжелые годы перестройки совхоз вступил уже ослабевшим, начал рассыпаться, а позже и вовсе прекратил свое существование.
Кризис девяностых затронул не только сельское хозяйство, но и другие сферы. Селяне, конечно, не голодали, но тем, кто учил детей, пришлось особенно трудно. В семье Ермаковых в ту пору один за другим окончили школу и поступили учиться дальше трое сыновей. Что только Алексей Дмитриевич с супругой Людмилой Семеновной не предпринимали, чтобы обеспечить себя и детей. Глава семьи пошел работать к частнику. Тот подвел его к сломанному трактору и сказал: «Соберешь — работай». Восстановил и семь лет на этом «кировце» готовил землю урочища Балдаштык под посев.
В личном хозяйстве свиней держали десятками, картофель выращивали гектарами. Но мало вырастить, нужно натуральный продукт в деньги обернуть, а это не всегда получалось: то расчет не сразу, то берут по такой низкой цене, что дешевле только даром отдать, бывало, и вообще не рассчитывались. Сыновья, конечно же, понимали, что не потопаешь – не полопаешь, по хозяйству помогали, картошку копали. И в учебе себе лениться не позволяли, видя, как нелегко приходится родителям.
Выучились, живут в Норильске. Старший сын, что в детстве больше времени проводил с отцом, поработав на разных производствах, пересел на «кировец», теперь управляет многотонным погрузчиком на горнометаллургическом комбинате. Средний — в должности главного инженера, заместителя директора, а младший – мастер, трудятся на ТЭЦ, обогревающей этот заполярный город. Все трое стали достойными, уважаемыми людьми – это, конечно, повод для отцовской гордости, который кроме трудолюбия, твердого характера да жизненных принципов – не подстраивайтесь и не завидуйте, другим наследством, по большому счету, их одарить не мог.
Вот только расстраивает Алексея Дмитриевича, что не все односельчане смогли справиться с трудностями, которые преодолела их семья. Годы так называемой перестройки разорили сельхозпредприятия, подкосили село. У многих крестьян просто опустились руки. И до сих пор сельское хозяйство у государства в роли падчерицы, считает А.Д. Ермаков, раз за тонну солярки надо шесть тонн зерна отдать, а за трактор — стадо крс. И чтобы молодая смена аграриев пришла, нужно обеспечить ей самое необходимое — жилье и достойную зарплату. Да и механизм господдержки следует менять, она должна быть стабильной и гарантированной, чтобы шла на развитие, а не на поддержание штанов крестьянину.
Мнение человека, имеющего за плечами 44летний стаж работы в отрасли, при этом в аутсайдерах никогда не ходившего, без сомнения, авторитетное. В каратузском ДРСУ, где работает Алексей Дмитриевич, к нему прислушиваются. В нынешнем сезоне как самому опытному механизатору доверили штурвал современного трактора «Джон Дир». Освоил без труда. Вдвоем с напарником С.Ф. Вернером весной засеяли 4 500 га — две трети всех площадей. Вот бы и в высших, государственных кругах к таким людям прислушивались, глядишь, и село бы расцвело, и молодые бы с охотой в аграрии шли.
Ольга МИТИНА. (АП).
|