Знамя труда
Вторник, 16.04.2024, 09:32
Меню раздела сайта
Статистика
Яндекс.Метрика
Главная » 2014 » Июль » 24 » люди земли каратузской
11:05
люди земли каратузской

Тихих гаваней

не искал
ЧЕМ измерить жизнь? Количеством прожитых дней, уложив ее в цифры, не отражающие качественной составляющей? Событиями, что произошли в личной жизни, изменив ее в одну или другую сторону? Учениками, что пошли по твоему пути? Следами, что оставил твой верный шаг? А может, заглянуть в души тех, с кем тебе было по пути? Каждый выберет свою шкалу. Ни одна из этих оценок не подойдет для нашего героя, он слишком многогранен. 


   О ВОЗРАСТЕ мужчины говорить можно. Он, Виктор Филимонов, на пороге юбилея, ни много ни мало – 70 лет исполнится. Что есть у него сейчас? Дом, семья, работа, друзья. И, казалось бы, не самая яркая личность в истории, не пуб­личный, не громкий, но он — та ниточка, что связывает маленькие узелки­вехи на долгом пути.  
   Он еще на посту. Еще с детьми, каждый день – на тренировке, всегда рядом с ними, поможет, поймет, потребует. Уже много лет тренер в спортивной школе, инициатором создания которой в свое время и стал. Подтянутый, моложавый, с бесенятами в глазах и неизменный острослов. Богатым не стал,  нытиком тоже, привык решать проблемы самостоятельно и противостоять бурям. Хобби – пчелы, увлечения – работа и юные спортсмены, самое дорогое  – семья. Весь его мир уложился в один абзац. 
   
ШАГ В ПЕДАГОГИКУ
   
   ФИЛИМОНОВ — военное дитя. Так что говорить о счастливом и безоблачном детстве не приходится. Все, как у всех мальчишек и девчонок. С июня по сентябрь — жизнь в колхозных бригадах – работ хватало на все поколения сельских жителей. В семье трое детей, возможности, как у всех, — минимальные. И все же после окончания школы Виктор уезжает в Красноярск, поступает в педагогический институт на факультет физкультуры. Успел съездить на работы в колхоз и даже получил там грамоту райкома комсомола за ударный труд, вернулся – и в армию. Три года в Польше, в войсках противовоздушной обороны. Служба не самая трудная – боевые дежурства на посту. А потом возвращение в институт и снова в тот же колхоз на работы. 
   Как учился? Да с удовольствием. Вот только приходилось сов­мещать учебу с работой в школе, но успевал все. 
   — Стыдно было у родителей деньги спрашивать, — вспоминает Виктор Николаевич, — зарабатывал сам. Практически все необходимое  выдавали в институте – от чешек до хоккейных клюшек (их мы после сдачи экзаменов продавали мальчишкам во дворе, купить спортивный инвентарь в магазинах было очень не просто, а тут физруки, сдав экзамен по хоккею, практически даром отдавали). Но на еду денег не хватало. Да к тому же любовь у меня случилась уже на первом курсе и на всю жизнь, как оказалось. Я ее здорово напугал сразу, чем, видимо, и поразил в самое сердце. На моем этаже в общежитии почему­то были поселены только девушки, и только одна наша мужская комната и та напротив туалета, но я не в обиде был, потому как рядом с ним находилась и кухня, где девчонки постоянно что­то варили. И вот однажды притаился под лестницей, а по коридору Лида шла со сковородой горячей в руках, я гарк­нул, она сковородку с обедом со страху выронила… в общем так и познакомились. А потом свадьбу студенческую сыграли. Мне кольцо она на левую руку одела, правая обожжена была. И с 1968 года я ношу его именно на том пальце, куда любимая одела. Никогда не менял расположение, хоть и вызывало это недоумение у людей, главное, мы с ней знали эту историю. 
   
ВПЕРЕД И ВЫШЕ.
ДО УРОВНЯ КРАЯ
   
   БУДУЧИ еще студентом, он становится председателем спортивного комитета в аппарате управления тогда только что созданного в Красноярске Советского района. И получает возможность вольного посещения занятий, вот только экзамены приходилось сдавать на общих основаниях. С ними справился, а вот с эмоциями однажды не смог — не сошелся во мнениях с партийным руководством и закончил свою чиновничью карьеру по собственному желанию. Молодая семья обосновалась   в Заозерке, а потом заболел отец, и на семейном совете было принято решение о том, что старший сын должен вернуться домой к родителям. Как раз освободилось место в школе, потому, долго не рассуждая, Филимонов вернулся в Каратуз. 
   Работа с детьми это или полная отдача, или так себе – времяпрепровождение. Как оценивать свой труд, он не знает, это прерогатива учеников – кто для них был физрук. Но в школу приходил к семи утра и вместе с ребятами – на пробежку до мостика через Джеп и обратно. Умение пробивать стены было с ним всегда,  а сила убеждения столь сильна, что вскоре у его воспитанников появилась спортивная форма, вызывающая зависть у всех остальных команд района:  директор школы расстарался и появились курточки, штанишки и гольфы для всей команды лыжников, именно этот вид спорта стал приоритетным для молодого физрука. 
   Потом в сосновой роще у Каратуза появился палаточный лагерь. Детям летом было необходимо тренироваться. По инициативе Филимонова при поддержке отдела образования и профсоюзной организации были приобретены палатки, построены навесы, дощатые  домики, созданы мало­мальские условия, и месяц  70 юных спорт­сменов проводили под открытым небом,  тренируясь  бесконечно. Через какое­то время к лагерю подвели электричество, построили дополнительные здания и обустроили кое­каким имуществом. Был даже телевизор, который иногда, в дождь, смотрели все вместе в маленьком, так сказать, актовом зале. 
   И его воспитанники начали побеждать. В районе, на зональных турнирах. А, приехав в Красноярск на соревнования краевого уровня, увидели, что там только представители спортивных школ, то есть дети, занимающиеся спортом профессионально. На все возмущения школьного учителя о неравности сил, последовал ответ: «Создавайте свою школу и работайте.» 
   В скором будущем в Каратузе появился филиал краевой спортивной школы. При  поддержке отдела образования были решены все организационные вопросы, и на занятия пришли первые ученики.  Их обеспечивали необходимой спортивной одеждой, инвентарем. Работа кипела.
   
ИЗ СПОРТА —
В УПРАВЛЕНЦЫ
   
   ГОВОРЯТ, не место красит человека, а человек место. Так и получилось в жизни Виктора Николаевича. Организовав работу детско­юношеской спортивной школы, он переходит на должность директора КСОШ №2. И там начинаются перестройки. Дело касалось не только определенных изменений в методиках преподавания, идут хозяйственные переделки — в школе появилась теплица, в подвале, существование которого помог заметить случай — обвалившийся кусок стены,  — стрелковый тир. Устройством его преподаватели  занимались совместно с детьми. 
   Возможно, отчасти деспотичные требования директора выполнялись неукоснительно – сережек девочки не носили, косметикой не пользовались, в общем, выглядели учащиеся как им и положено. Дресс­код существовал и для педагогов. Применялась система материального стимулирования школьников. Те средства, что ребята зарабатывали на помощи в уборке сельхозпредприятиям, выручка от продажи овощей со своего участка вносилась на спецсчет, и после, при участии совета школы, командиров классов, распределялась  в качестве стипендии для самых активных ребят. Как ни говори, а материальный и моральный стимул у них был. Оценивали общественную деятельность наряду с успехами в учебе.
   
НЕПРОСТАЯ
ДОЛЖНОСТЬ
В НЕПРОСТОЕ ВРЕМЯ
    
   НА ПУТИ нужно испробовать максимально разные тропинки. Судьба предоставила ему множество возможностей испытать себя. Стезя чиновника  еще в юности,  физрука, организатора, тренера, управленца. И вот на заре перестройки в нашей стране Филимонов выигрывает на выборах. Кандидатуру свою выдвинул скорее из любопытства и стал главой сельсовета, который тогда был в ответе за землю, водопровод, свалку, скотомогильник, детские сады и так далее. Не то, что сейчас. 
   — Времечко тогда было страшное, — вспоминает Виктор Николаевич, — девяностые, голодные, проблемные, я бы сказал — страшные для всех структур годы. Денег в бюджете ни копейки. На носу зима — у нас ни в одной кочегарке нет кусочка угля. А тогда в управлении сельсовета были все детские сады, административные здания. Поехали в Черногорск, там вальяжный директор хмыкнул: «Да у меня уголь за валюту забирают, стану я вам в долг давать.» Уехали ни с чем. Но есть проблема – надо решать. Нашли­таки доброго руководителя — уголь в ту зиму возили из Тувы, в долг. Потом рассчитывались долго, но главное — все учреждения работали в нормальном тепловом режиме. А «по шапке» все же получили – не там взяли, не по тем деньгам, в общем, все не так.
   В годы его управления все было не так  — за десять лет работы на посту главы села Филимонов наказал за нарушения правил благоустройства более полутора тысяч жителей, организовал и выделение дачных земельных участков (которые сегодня в большинстве своем заросли, но в то время они были просто жизненно необходимы), решал вопросы обеспечения – время бартера, рассчитывались, кто чем мог, основная задача была распределить все по нужным направлениям. 
   — Работа главы всегда будет вызывать нарекания, — утверждает Виктор Николаевич, — быть добрым со всеми не получится никогда. Хватало скандалов и проблем, выяснения отношений и наказаний. Справиться с этим бесконечным потоком вопросов  крайне сложно. Но у меня было главное, то,  что всегда помогало выстоять при любых условиях — моя семья. Жена Лидия Николаевна — моя любимая, мой самый верный друг, соратник, ей исповедуюсь, у нее прошу совета. Она и наши дети — мой тыл, и когда они рядом, мне не страшно ничто. 
   
САМОЕ ВАЖНОЕ
    
   ИСПЫТАВ свои силы на разных поприщах, он выбрал одно – самое важное в жизни – педагогику. И потому он каждый день с ними, со своими учениками, каждый день на стадионе, на тренировке. В копилке тренера много золота и серебра, но еще больше здоровья детишек, их занятости, азарта, спортивных и человеческих достижений. 
   — К сожалению, сегодня приходится признавать, что выбрать ребят на занятия спортом становится все сложнее, — сетует тренер, — здоровье нашего молодого поколения  оставляет желать лучшего. Но все же находим, занимаемся, побеждаем.
   Как прожил эти несколько десятилетий? Уверен, не зря. Рисковал, принимал и победы, и поражения. Я азартен по натуре, потому никогда не искал тихих гаваней. Шел напролом и не увиливал от ответов. Когда­то была лодка с мотором – с большим удовольствием ходил в верха Амыла за рыбой, ягодой. Потом лодку украли, знать пришла пора сменить увлечения, сейчас – тихая пасека, трудолюбивые пчелки – удовольствие для меня. Год назад отказался от курения. Вредная привычка всю жизнь практически была со мной, да и сейчас иной раз во сне балуюсь сигаретами, но наяву – ни­ни. Силу воли испытываю, да и здоровье сразу улучшилось. Так что всем советую. Все есть в моей жизни, а хочется реализовать еще какие­-то грандиозные планы, а  значит, путь идет дальше. Шагаю…
  Елена ФИЛАТОВА. 
  Фото ТатьяныКУДАШКИНОЙ.
  (АП) 

   

 

Прикрепления: Картинка 1
Просмотров: 527 | Добавил: zt-gazeta1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Copyright MyCorp © 2024 Конструктор сайтов - uCoz