О регистрации прав
Удостоверять или нет
С 1 ФЕВРАЛЯ 2014 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Об этом и многом другом мы беседуем с ведущим специалистом-экспертом, государственным регистратором Курагинского отдела Управления росреестра по Красноярскому краю Т.В. ЮРКОВОЙ:
— ТАТЬЯНА Васильевна, расскажите, какие изменения внесены в государственную регистрацию сделок с имуществом?
— Нововведения в вышеназванный Федеральный закон предусматривают, что сделки, удостоверенные нотариально, могут быть представлены нотариусом или работником нотариуса, имеющим выданное нотариусом письменное подтверждение его полномочий.
— Граждане и раньше обращались к нотариусу при сборе документов для регистрации права собственности. Он составлял договор куплипродажи, выдавал необходимые справки. А что теперь?
— Теперь человек может обратиться к нотариусу один раз. Особенно это удобно жителям отдаленных сел, заплатите за услугу — и в итоге получите уже готовые документы о праве собственности. Тем более, согласно внесенным изменениям, срок проведения государственной регистрации прав на основании нотариально удостоверенных документов составляет всего пять рабочих дней.
— Обязательно ли нотариально удостоверять сделки, заключаемые после 01 февраля 2014 года?
— Нет — федеральные законы не содержат требования о совершении сделок с недвижимостью исключительно в нотариальной форме. В соответствии с пунктом 2 статьи 163 Гражданского кодекса Российской Федерации нотариальное удостоверение сделок обязательно в случаях, прямо указанных в законе, а также предусмотренных соглашением сторон, хотя по закону для сделок данного вида эта форма не требовалась.
— Сейчас часто слышим по телевидению словосочетание «Дорожная карта», расскажите нам, что это такое.
— Дорожная карта — это наглядное представление пошагового сценария развития определённого объекта – некоторой технологии, целой отрасли, индустрии и даже плана достижения политических, социальных целей.
В нашей сфере её реализация призвана оптимизировать процедуры государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, повысить достоверность сведений Единого государственного реестра. Одним из показателей дорожной карты является сокращение к 2018 году времени ожидания в очереди по приему документов на регистрацию и кадастровый учет до 10 мин. Для этого существует так называемый принцип «одного окна», а также увеличивается число окон приема.
— Напомните нашим читателям, что из себя представляет принцип «одного окна»?
— Это дополнительная возможность для заявителей, внедренная с первого марта 2010 года, предусматривает одновременное обращение при приеме с заявлением и о кадастровом учете, и о регистрации прав.
— Вы сказали: увеличивается число окон приема. Это как?
— В целях обеспечения качества и доступности государственных и муниципальных услуг созданы государственные бюджетные учреждения «Многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг». С 1го января 2014 года такой центр создан и на территории Курагинского района, он наделен полномочиями по приему заявлений и о государственном кадастровом учете, и о государственной регистрации прав, что создает заявителям дополнительную возможность на получение госуслуги в удобное для них время и в удобном месте.
— Татьяна Васильевна, что вы хотите пожелать нашим читателям?
— Обращаюсь ко всем жителям Каратузского района — будьте предельно внимательны при оформлении документов на вашу недвижимость. По всем интересующим вас вопросам за достоверной и полной информацией обращайтесь только в те органы, которые уполномочены на оказание государственных и муниципальных услуг.
«В ТЕЧЕНИЕ года в 13 территориях страны, в число которых вошел Красноярский край, сделки будут удостоверяться нотариусами», — трубят на всех каналах и по телевидению.
За разъяснениями по этому вопросу мы отправились к нотариусу Каратузского района Т.П. Сидоровой:
— Татьяна Петровна, обязательно ли удостоверять сделки куплипродажи у нотариуса?
— Нотариусы удостоверяют сделки куплипродажи недвижимости и передают документы для регистрации в Росреестр по желанию клиента.
— Новая услуга состоит в том, что гражданин пришел к нотариусу, заплатил деньги и в следующий раз придет уже за свидетельством о праве собственности?
— В идеале — да. Но это пока на стадии становления. У нас есть единая электронная система нотариата, и нотариус может сделать электронный запрос в Росреестр, в УФМС. Когда это взаимодействие будет отлажено, нотариус сможет, не сходя с места, сделать все запросы и узнать судьбу недвижимости. Сейчас это сделать возможно, но сроки увеличиваются в разы: например, если на запрос физического лица Росреестр отвечает в течение недели, то нотариусу — в течение двух и более недель, а некоторые вопросы вообще остаются без ответа. Управление федеральной миграционной службы (УФМС) в электронном виде дает ответ, где зарегистрирован гражданин и действителен ли его документ. Ответа на проверку своего паспорта я ждала месяц.
В идеале этот закон будет работать только, когда будет отлажен электронный документооборот. Поэтому на сегодняшний день граждане предоставляют мне документы, как обычно.
— Какие преимущества получат участники сделки при ее нотариальном удостоверении?
— Вопервых, покупатели будут защищены от того, что останутся без денег и квартиры, ведь нотариус несет за результаты своей работы полную имущественную ответственность. На нотариусов возложена проверка так называемой юридической чистоты квартиры: они должны убедиться, что для совершения сделки нет никаких юридических препятствий, что в результате куплипродажи не будут нарушены интересы третьих лиц. Установить, что человек, который продает квартиру, действительно является ее собственником и имеет право распоряжаться этой недвижимостью, проверить действительность паспортов и подлинность правоустанавливающих документов на жилье, наличие на объекте обременений, способных привести к запрету на его продажу, а если в сделке участвуют несовершеннолетние или недееспособные граждане, то получить разрешение органов опеки и попечительства на продажу квартиры.
Мало кто из граждан знает, что нотариус несет полную материальную ответственность за сделку. Если он чтото просмотрел, не затребовал или ошибся сам, и граждане лишились квартиры, материальный ущерб покупателю будет возмещен. Для этого моя ответственность застрахована на 5 млн. рублей и дополнительно нотариальная палата Красноярского края страхует работу каждого нотариуса на 500 тыс. рублей.
— Это вопервых, а вовторых?
— Вовторых, сократятся сроки государственной регистрации: вступают в силу изменения в закон «О регистрации», согласно которым максимальный срок регистрации по всем нотариально удостоверенным документам будет занимать не более пяти рабочих дней. При этом предполагается, что документы на регистрацию будут поступать в электронном виде.
— А выгодно ли это гражданам в плане денежных затрат на оформление права собственности?
— Многие считают, что нет. Ведь тариф на нотариальное удостоверение сделки составляет 0,5% от суммы сделки + 4 тысячи граждане заплатят за оформление договора куплипродажи. Это больше, чем если бы ктото составил вам договор в простой письменной форме. Поэтому люди выбирают меньшие траты. Учитывая то, что электронный документооборот у нас пока по срокам не укладывается в кратчайшие рамки, на сегодняшний день я прошу граждан самих принести выписку из ЕГРП (единый госреестр прав). Пока ко мне обращаются только за консультацией: даю список документов, необходимых для регистрации, проверяю их, разъясняю порядок.
|