ПЕРВОГО сентября 2013 года во всех образовательных учреждениях Каратузского района прошли уроки, посвященные 20-летию главного документа страны. А в ноябре ученики участвовали в районном конкурсе школьных проектов, посвященному этой дате. Дети готовили работы в нескольких номинациях, по итогам определили победителей, ими стали воспитанники детско-юношеского центра «Радуга».
В номинации «Плакат, рисунок» победили работы: «Права ребенка» Ильи Богданова (руководитель Т.Е. Русских) и «Дороги, которые мы выбираем» Татьяны Вожаковой, Алины Гончарук и Ильи Шуликова (руководитель О.В. Шуликова). На втором месте коллективная работа воспитанников Т.Е. Русских «Мои права». В «Литературном творчестве» лучшим стал коллективный рассказ «Мой сон» (руководитель Н.А. Виташ). В номинации «Проект» победила игра-путешествие Марии Чикирды (руководители О.В. Шуликова и И.Я. Романова). Все работы, в том числе и методические разработки к игре «Дороги, которые мы выбираем» О.В. Шуликовой, стали участниками краевого этапа конкурса.
О ПРОЕКТЕ «Конституция глазами детей» мы беседуем с его автором Марией ЧИКИРДОЙ (10 класс каратузской школы):
— Какова основная цель этой программы?
— Цель – объяснить детям, что такое Конституция, для чего она нужна, ведь это главный закон государства. Все мы, граждане нашей страны, должны помнить об этом и знать законы, по которым живём. Я уверена в том, что если с детства прививать детям уважение к государственным символам и законам, из ребёнка может вырасти достойный гражданин своей страны.
— Какую проблему призваны решать подобные проекты?
— Школьники не понимают святости и значимости гимна, флага, герба России. Ребята мало знают Конституцию, её статьи. Опрос младших школьников это подтвердил: 78% опрошенных плохо представляют себе, что такое Конституция РФ, не могут ответить, о чём написано в этом важном документе.
— Каким образом можно интересно рассказать юным гражанам России о главном законе страны?
— Разговор с детьми начинается так: «Ребята! Сегодня мы с вами узнаем о главном законе нашей страны – Конституции. 12 декабря 1993 года всенародным голосованием была принята Конституция России.
Если образно представить все законодательство нашей страны в виде красивой пушистой елки, на каждой веточке которой в определенном порядке расположить правовые документы: Кодексы, например, Уголовный, Гражданский, Административный, Трудовой и другие, а также указы Президента РФ, Федеральные законы, постановления Правительства России и другие правовые акты, то на самой вершине нашей лесной красавицы будет звездой сиять основной закон страны – Конституция Российской Федерации.
— В плане твоего проекта есть пункт «Беседа о Конституции». Как ты познакомишь детей с этим понятием?
— Расскажу, что слово «конституция» происходит от латинского «constitution», означающее установление, устройство. Она закрепляет политическую форму существования российского общества, систему государственных органов, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования, закрепляет права и свободы каждого гражданина.
В Конституции РФ содержаться нравственные ориентиры развития нашего общества и государства. Мы должны помнить, что Конституция – это документ прямого действия, в том числе и в вопросах защиты прав граждан, это документ, обладающий такой силой (юридической, конечно), которой должно подчиняться все законодательство нашей страны. — А о конкретных статьях конституции вы разговариваете?
— Конечно. Вот например, каждый день, выходя на улицу, ребята даже не задумываются, что право на наше передвижение не только по родному селу, но и по всей огромной стране закреплено в Конституции РФ и не требует никого дополнительного законодательного регулирования. В статье 27 Конституции России провозглашено, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
В Конституции говорится и о форме национально-государственного устройства нашей страны. В статье 5 написано: «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации» («Федерация» в переводе с латинского языка – это «объединение», «союз»). И далее, в этой же статье мы читаем: «Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны».
— О каких еще правах вы беседуете с детьми?
— Согласно Конституции права и свободы можно разделить на три большие основные группы: гражданские, политические, личные. Каждый ребенок тоже имеет личные права. Например, право на жизнь; свободу и личную неприкосновенность; неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну; защиту своей чести и доброго имени; неприкосновенность жилища; свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства; пользование родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества; получение квалифицированной юридической помощи, пользование помощью адвоката и т.д. Мы говорим о том, что интересно детям.
— А как в вашей программе используется плакат «Дороги, которые мы выбираем»?
— В процессе игры участники путешествуют по плакату и постепенно заполняют его значками – напоминаниями из статей основного закона нашего государства. Тем самым они не только знакомятся со статьями Конституции, но и учатся делать выбор, узнают свои права и обязанности.
Вот так интересно Мария с помощью своего проекта знакомит школьников с Основным законом Российской Федерации.
Подготовила
Татьяна МЕНЬШИКОВА.