Так легко мастерить ВЯЗАНИЕ крючком – один из самых распространенных видов декоративно-прикладного искусства, который отличается быстротой и возможностью создавать не только плотные, рельефные узоры, но и тонкие, ажурные, напоминающие кружевное полотно. Применяют его как для изготовления одежды целиком, так и для отделочных элементов или украшений.
А.В. КОНЬШИНА взялась за крючк шесть лет назад. И за это время уже так, как говорится, поднатарела в этом искусстве плетения нитей, что уже дает мастерклассы. — Я не помню, чтобы ктонибудь в нашей семье увлекался рукоделием, — рассказывает Анна Владимировна. — Мама, конечно, иногда вязала нам носки да варежки, да и когда ей. Пятеро детей, хозяйство, работа — времени на рукоделие не оставалось. Вязать на спицах я научилась в Якутии, куда мы с мужем уехали после свадьбы. Мастерила из ниток не только мелочь разную, но и кофточки, платьица детям. Когда вернулись в Каратуз, поехала от районного дома быта на курсы. Освоила вязальную машинку и приехала работать в нашей швейной мастерской. Правда, через два года наш цех распустили, оказался нерентабельным. В течение двух лет Анна Владимировна вела кружок вязания в доме пионеров, обучала рукоделию маленьких каратузцев. А несколько лет назад она увидела красивую салфетку, связанную крючком. Коллега по работе показала основные приемы, а потом они вместе с нашей героиней принялись мастерить скатерть, фотографию которой увидели в журнале. Много времени ушло у них на это изделие — то обозначения были непонятные, то рисунок не так ложился. Но все же они справились, и с тех пор Анна Владимировна просто влюбилась в этот вид рукоделия. — Я ведь еще в молодости пыталась освоить крючок, невестка и свекровь прекрасно им владели, но у меня почемуто не получалось, — продолжает рукодельница. — Видимо, время не пришло. А сейчас все так легко мастерится, смотрю журналы в читальном зале поселенческой библиотеки, ищу в интернете, а многое и сама выдумываю. В коллекции А. Коньшиной ажурные шали, всевозможной формы салфетки, «одежда» для диванных подушек, скатерти, прихватки. И все это настолько красиво, ярко, что глаз невозможно отвести. Анна Владимировна постоянно придумывает чтото новое, она любит дарить родным и друзьям вещи, выполненные своими руками. Одним из последних ее произведений стал набор мебели для куклы Барби. Часть предметов она увидела в интернете, часть – нафантазировала сама. Изделия А.Коньшиной неоднократно экспонировались на различных выставках, и не только в Каратузском, но и в Минусинске. Очень понравились её вязаные цветы проживающим домаинтерната для пожилых и инвалидов, куда она приходила со своим рукоделием на День пожилых людей. Бабушки и дедушки не могли налюбоваться разноцветными шедеврами, мало чем отличающимися от настоящих, всем желающим мастерица показала, как творить такую красоту. Летом 2011 года в нашем районе проходила летняя краеведческая экспедиция в рамках проекта «Научи меня, бабушка». По результатам её работы в детской школе искусств провели выставкуярмарку «Палитра ремесел земли каратузской», где в числе других были выставлены и работы нашей героини. Для посетителей выставки прошли мастерклассы. Как ни странно, учиться вязать крючком к Анне Владимировне пришли мальчики, видимо, они гдето в глубине души знали, что в средние века этим ремеслом занимались в основном мужчины. — Анна Владимировна научила вязать крючком и сотрудниц детской библиотеки, часто к ней обращаются люди, и она никому не отказывает — каждому уделяет время — учит справляться с крючком, разъясняет схемы изделий, — рассказывает заведующая детской библиотекой Л.И. Алавердян. — Для моих племянниц, в качестве приданного, она связала скатерти, да и в моем доме много изделий, выполненных руками этой мастерицы. Анна Владимировна любит делать подарки для своих родных — вяжет им различные сувениры, для внуков — игрушки. А еще шали и косынки Анна Владимировны мы используем как реквизит на праздниках, проводимых на свежем воздухе. Ведь на Руси платок всегда был самым лучшим украшением для женщин. В настоящее время рукоделие Анны Владимировны повезли на очередную выставку в г. Минусинск. Пусть как можно больше людей получат удовольствие от лицезрения шедевров мастерицы. Может, ктото решит взять в руки крючок и тоже заняться рукоделием. ТОЧНУЮ дату возникновения вязания крючком невозможно определить, но предположительно оно уходит глубокими корнями в далекое прошлое. При раскопках гробниц древних греков был найден детский носок, на котором большой палец был вывязан отдельно. Возраст носка составляет примерно 5 000 лет. В египетской гробнице была обнаружена вязаная детская туфелька, возраст которой около 4 000 лет. Самыми лучшими вязальщиками были признаны арабы, а сложнейшие узоры были придуманы еще до нашей эры. В XII веке вязание крючком благодаря египетским христианамкоптам получило распространение в Италии, Франции, Шотландии, Испании и Англии. В миссионерские поездки копты брали с собой вязаные крючком вещи, которые приковывали к себе внимание окружающих. Таким образом, в 13 веке вся Европа была поглощена этим видом рукоделия. В дальнейшем оно даже стало домашней работой. Изначально вязанием занимались только мужчины, а парижские чулочники даже отказывались брать на работу женщин. Мужчиныремесленники соревновались с женщинами за первенство в мастерстве вязания крючком. В дальнейшем промышленные предприятия вытеснили вязальщиков с рынка. Однако чем больше вязаных вещей выпускалось массово на производстве, тем больше ценились вещи, выполненные в домашних условиях. В Италии, в соборе Св. Петра, сохранились изделия, связанные крючком в 16 веке. Широкое распространение получил этот вид рукоделия в Ирландии. Взяв за пример очень дорогое брюссельское кружево, которое им было не по карману, бедные и неграмотные ирландские крестьянки довели искусство вязаного кружева до уровня шедевров. Впервые схемы вязания крючком были изданы в голландском журнале "Penelope” в 1824 году. В конце 19 века унифицировали символы для составления схем изделий, вязанных крючком, которые разделились на две системы обозначения: американскую и британскую. На протяжении всей истории вязаные крючком вещи были очень популярны, являлись показателем состоятельности и очень высоко ценились.
Татьяна МЕНЬШИКОВА. Фото автора.
|