Знамя труда
Пятница, 29.03.2024, 18:42
Меню раздела сайта
Статистика
Яндекс.Метрика
Главная » 2013 » Май » 23 » наши интервью
04:17
наши интервью
Что ВТО для нас готовит
В ИНТЕРВЬЮ с главой
администрации Каратузского
района Г.И. Кулаковой
о готовности к посевной,
напечатанное в районной газете
от 26 апреля, косвенно была затронута тема
изменений для сельхозпроизводителей, которые
повлекло за собой вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Корреспондент газеты встретился с главой администрации района,
чтобы осветить этот насущный вопрос более подробно.
— ГАЛИНА Ивановна, насколько известно, субсидирование сельхозпроизводителей снизится в финансовом отношении более чем в два раза: с 9 млрд. долларов США в 2013 году до 4,4 млрд. долларов к началу 2018 года. Как вы эту информацию можете пояснить нашим читателям?
— В связи с вступлением России в ВТО будут меняться объем и формы господдержки. Внутренняя поддержка сельского хозяйства, по правилам ВТО, делится на три корзины: «желтая», «синяя», «зеленая».
«Желтая» корзина – прямая и ограниченная поддержка, она влияет на объемы производства и связанные с ним процессы. Это прямое направление финансирования хозяйствам, фактически то, что действует в настоящее время: возмещение средств, затраченных на приобретение элитных семян, техники, производство одного литра молока и т.д.
«Синяя» корзина связана с задачей сокращения производства. Ей мы воспользоваться не можем.
В «зеленую» корзину входит наука, образование, консультационное обслуживание сельхозпредприятий, страховка в пределах 70%, поддержка развития инфраструктуры, строительство дорог и т.д. То есть предполагается создание комфортных условий для проживания человека.
Ни для кого не секрет, что сегодня в селе на первый план выходят кадровые вопросы. Обновляется техника, модернизируются или строятся производственные объекты. А профессионалов, способных работать на этой технике и оборудовании, – недостаточно. Зарплату предлагают, государство выделяет средства на переезд и обустройство, есть возможность получить хорошее жилье по программам, где 90% стоимости жилья субсидируется государством и только 10 % стоимости оплачивает участник программы. Тем не менее, люди не рвутся трудоустраиваться на селе. Когда начали изучать причину, выяснилось, что человек, проживший пять лет во время учебы в городе, не хочет ехать в сельскую местность, потому что там нет комфортных условий: горячей воды, централизованного отопления, теплого туалета в доме, асфальтированных дорог, культурный досуг не отвечает требованиям. Если раньше было достаточно выделить дом под самоотделку, чтобы молодые кадры задержались на селе, то сейчас специалист, который разбирается в своей профессии и знает себе цену, не пойдет на низкую зарплату, в неблагоустроенное жилье, малоэффективное предприятие и неперспективное село. Поэтому на селе необходимо создание благоприятных социально-экономических условий, что и предусматривает «зеленая» корзина.
— Региональная власть обозначила свою позицию в этом вопросе?
— Позиция федеральной власти была озвучена полномочным представителем Президента РФ в Сибирском Федеральном округе Виктором Толоконским на 11 съезде работников АПК Сибири. В его выступлении говорилось о том, что государство должно реализовать новые подходы, чтобы повысить привлекательность жизни и работы в селе.
Концепция «Устойчивое развитие сельских территорий Красноярского края на период до 2020 года» обсуждалась на публичных слушаниях «О социально-экономическом развитии села», в резолюцию слушаний внесено предложение — признать развитие сельского хозяйства и социальное развитие сельских территорий одним из основных приоритетов экономической и бюджетной политики края.
Со вступлением России в ВТО нашим сельхозтоваропроизводителям станет сложнее реализовать свою продукцию. Рынок окажется более открытым для импорта, и на прилавках появятся новые товары из стран, где сельское хозяйство более развито. Уже идет ценовая конкуренция. Товаропроизводители вынуждены будут приспосабливаться к новым условиям, повышать качество продукции, эффективность своего производства, модернизировать его, снижать себестоимость продукции, вкладывать инвестиции в улучшение технологии производства. Без государственной поддержки осуществить весь комплекс предстоящих мероприятий субъектам АПК будет невозможно. За 2012 год аграрии района получили почти 26 миллионов рублей, в том числе из регионального бюджета — около 23 миллионов рублей (88%).
— ХОЗЯЙСТВА Каратузского района готовы переориентироваться на новые условия?
Думаю, что большинство хозяйств, и не только каратузские, не готовы перейти на новые условия. Мы не готовы в полном объеме исполнять федеральные и региональные законы. Причин много, одна из них — недостаток финансовых средств.
Приведу пример — не паспортизированы рабочие места, не в полном объеме соблюдается ветеринарно-санитарное законодательство: забой скота обязаны производить на специализированных убойных площадках. У нас их нет, а забой ведется частником — во дворе, сельхозтоваропроизводителем — на ферме. Должны соответствовать требованиям условия хранения химикатов, удобрений, зерна, контролироваться наличие тяжелых металлов в почве, загрязнение окружающей среды и т.д. Не выдерживаются требования к качеству семян, нарушаются технологические приемы и в растениеводстве, и в животноводстве.
Можно по-разному относиться к работе надзорных служб, можно винить их в излишней требовательности, но исполнять законы мы будем обязаны. Последствия несоблюдения могут быть следующими:
— продукция окажется не востребованной, так как не будет соответствовать стандартам качества;
— будет наложен запрет на финансово-хозяйственную деятельность;
— дисквалифицирован руководитель предприятия и т.д.
Еще один важный аспект: хозяйствами не оформлена в собственность земля. Правообладатели земельных участков могут за предложенные деньги продать свои паи желающим с любой территории, и хозяйства лишаться возможности заниматься растениеводством. Нет земли — нет сельхозпроизводства, в конечном итоге, хозяйство прекратит свою деятельность.
В условиях ВТО мы должны обеспечить высокую урожайность, продуктивность, среднесуточный привес, низкую себестоимость произведенной продукции, ее качество. Иначе деятельность будет в убыток. Для повышения эффективности предприятия необходима строгая системная работа, соблюдение технологической дисциплины всеми, от руководителя до работника. Необходимо современное высокотехнологичное оборудование, соответствующие помещения, профессиональные работники и т.д. Играют роль и условия работы, даже спецодежда, которая дисциплинирует работника.
Администрация района сегодня пытается работать на опережение. В первую очередь, ведем информационно-консультационную и разъяснительную работу. В основном, она проводится специалистами отдела сельского хозяйства, им частенько приходится подменять специалистов сельхозпредприятий по заполнению документации и различных форм бухгалтерской и экономической деятельности. Провели встречу с руководителями. Будем встречаться с коллективами. Селяне должны знать, что в переходный период, а это всего три года, необходимо кардинально перестроить работу предприятия. Здесь ведущая роль отводится руководителю хозяйства, но и немалая ответственность ложится на работника. Руководитель должен знать, как организовать успешную экономику хозяйства, создать условия для работы, а работники должны обеспечить выполнение своих обязанностей и высокую производительность. Другого не дано.
— Какие шаги сегодня можно предпринять, чтобы поменять технологию?
— Смена технологии — тема серьезная. Она требует временных затрат, причем не года-двух. Необходимо правильно выбрать технологию применительно к своему хозяйству, принять решение и не отступать, как бы ни было трудно. Соблюдать все технологические приемы непросто, это ежедневный труд.
Для внедрения высоких технологий, нужны оборотные средства. Это понимают все. А в некоторых хозяйствах высокая закредитованность, так как недостаток собственных средств пополнялся за счет банковских кредитов. Это усложняет ситуацию.
Необходимо перенимать передовой опыт сельхозпредприятий, работающих у нас в районе, в соседних территориях, посещать семинары, которые проводит Министерство сельского хозяйства, обучаться в кадровом центре. В течение нескольких лет администрация проводит конкурсы операторов машинного доения, техников искусственного осеменения, трехдневные обучающие курсы с приглашением специалистов краевых отраслевых структур и т.д. с целью повышения квалификации рабочих. Руководителям и специалистам предлагается набираться опыта на совещаниях, проводимых в передовых хозяйствах края с участием науки, ведущих поставщиков селькохозяйственной техники, минеральных удобрений, средств защиты и т. д.
Сейчас хозяйства должны выбрать путь развития. Первый вариант — за счет государственной поддержки, собственных источников, кредитов банка, привлечения источников через внедрение новых технологий или производств. Второй вариант — поиск инвесторов. По этому пути достаточно успешно развивается агропромышленный сектор соседних районов, особенно отрасль животноводства. К тому же поддержка со стороны государства предусматривается, в первую очередь, хозяйствам, ведущим животноводство.
Сегодня можно заявлять о себе на инвестиционных площадках, при желании найти инвестора. Однако развитие этого направления сдерживает осознание, что инвестирование предполагает смену формы собственности. Не все руководители готовы потерять свою самостоятельность, поэтому при недостатке собственных средств такие хозяйства обречены на вялотекущую деятельность и сворачивание своего производства. У серьезного инвестора жесткие требования и к руководителю, и к коллективу. Инвестор — это не благотворительный фонд, вкладывая собственные средства, он рассчитывает получить прибыль.
В рамках своих полномочий администрация района считает своим долгом оказать содействие сельхозтоваропроизводителям в переходный период при вступлении в ВТО. Предполагаем постоянно доводить информацию до хозяйств о происходящих изменениях в системе развития АПК, оказывать консультационную помощь.
Не могу не отметить важное направление, особенно в таких районах как наш, — развитие личных подсобных хозяйств (ЛПХ) — то, чем районная администрация занималась с 2004 года, и это был правильный путь.
За счет ЛПХ формируется до 80 % совокупных доходов сельских семей, в том числе до 50 % денежных, а у отдельных малообеспеченных групп населения их доля еще выше.
Значительное влияние на развитие и систему ведения личных подсобных хозяйств оказывает управленческий ресурс: организационные, финансовые и иные меры государственной и муниципальной поддержки. Первостепенное значение имеет решение вопросов землепользования, содействие в реализации производимой этим сектором продукции, организация взаимодействия с крупными сельскохозяйственными предприятиями, производство для них малогабаритной техники.
Частный сектор будет и далее поддерживаться через федеральные программы «Начинающий фермер», «Семейные фермы», гранты губернатора края, через центр занятости — на развитие собственного дела и за счет муниципальных программ.

АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ комплекс во все времена поддерживался и будет поддерживаться государством. Наша задача вписаться в предлагаемые мероприятия. Хозяйства должны разработать стратегию эффективного развития своего предприятия.
Разработанные мероприятия государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2013-2020 годы будут осуществляться с максимальным использованием инструментов «зеленой» корзины, при этом будут сохранены мероприятия по поддержке производственных отраслей, социальному развитию села, малого предпринимательства.
В сегодняшней ситуации, думаю, нам необходимо ориентироваться, во-первых, на производство востребованной на рынке продукции, а во вторых, она должна быть высококачественной. Для этого нам необходимо модернизироваться. Хотим мы или нет, предстоящее членство в ВТО надо принять как данность — свершившийся факт. Оно неизбежно, так что необходимо к этому привыкать, вписываться в новые правила игры мирового аграрного рынка.
Подготовила Ольга МИТИНА. (АП).
В условиях ВТО сельхозтоваропроизводители
будут должны:
— доказывать эффективное использование полученных от государства средств. Сегодня эффективность использования господдержки невысока;
— решать проблему качества, расширение ассортимента продукции, ее сертификации;
— правильно реагировать, принимать организационные меры, стимулирующие к кооперации, интеграции, укрупнению хозяйств;
— концентрировать усилия на эффективности производства.
Просмотров: 600 | Добавил: zt-gazeta1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Copyright MyCorp © 2024 Конструктор сайтов - uCoz