Знамя труда
Пятница, 29.03.2024, 17:52
Меню раздела сайта
Статистика
Яндекс.Метрика
Главная » 2012 » Август » 2 » круглый стол
04:26
круглый стол

ВЕЛИКИЙ
И МОГУЧИЙ?
МЫ уже рассказывали вам, уважаемые читатели, что в таскинской картинной галерее прошла встреча под названием «Русский язык и современность», почетным гостем которой был наш земляк – поэт и прозаик А.И. Щербаков. Тема эта животрепещущая, особенно она волнует учителей русского языка и библиотекарей. Вот какие мнения высказывали собравшиеся:
Е.С. ГУРКОВА, главный специалист отдела культуры администрации района:
— Все мы знаем, качество жизни определяется её культурой, и основа любой культуры – это язык. И каждый из нас на своем посту, как уже сказал Александр Илларионович, должен беречь и лелеять русское слово, передавать молодому поколению. Поэтому здесь, на встрече, учителя литературы, работники культуры, люди, не равнодушные к этой проблеме.
У нас в районе четвертый год работает палаточный лагерь «Молодые лидеры», в прошлом году там реализовали проект «За чистоту русского языка». Курировала его О.П. Стрельникова.
О.П. Стрельникова, учитель русского языка и литературы верхнекужебарской школы:
— Проект «За чистоту русского языка» предложили сами дети. И когда мы заговорили о том, что происходит, оказалось, что они и не задумывались никогда об этом. Мы им рассказали, что можно говорить по-русски, и всем будет более понятно.
Дети стали вспоминать, что когда они выезжают в город, бросается в глаза намеренное искажение слов и ошибки на баннерах, а в некоторых фильмах, в титрах, фамилии и имена написаны с маленькой буквы. То есть они уже стали задумываться, замечать ошибки.
А возьмите те же смс – это же сплошной текст, где нет ни одного знака препинания. Потом попробуй, научи ребенка на уроке написать сложное предложение, вставить в него красивый причастный или деепричастный оборот. Я всегда говорю им такие слова: «Иностранцы учат русский язык, чтобы в подлиннике читать наших классиков. Значит, оно того стоит, просто чего-то мы недопонимаем. Коль уж они учат, а нам-то с вами стыдно не знать. Чему вы своих детей научите? Сегодня вы смс без знаков препинания пишете, а завтра ваши дети по слогам будут говорить? А внуки?».
Н.А. Николаева, учитель русского языка и литературы, с.Нижний Кужебар:
— Все закладывается с детства – любовь к книге, языку, к культуре, к языку отношений между людьми. По тому, как ты относишься к этому миру, как ты говоришь, и будут воспринимать, какая твоя душа, какой ты человек, что ты вносишь в этот мир. В этом году с детьми выпустили альманах, где разместили их маленькие сочинения, публицистические работы, стихи, эссе. Они с таким удовольствием писали и удивлялись, что у каждого человека может получиться что-то прекрасное, если он будет выражать свои мысли на языке, который идет от души. Это так увлекло и меня, и детей, мы сотрудничали, я такое счастье испытала и от работы с ними, и с русским языком. С этим альманахом мы второй раз стали победителями в конкурсе «Душа Сибири».
Прививать любовь в языку, к чтению — это наше назначение как родителей, как бабушек и дедушек, как учителей и просто как носителей русского языка.
— Но даже подросток должен знать в языке, что хорошо, а что плохо, — вступила в разговор депутат районного совета, врач-педиатр Л.С. Алексеева. — Нужно сейчас прививать ему эти нормы, чтобы ребенок знал, как говорить нельзя. Из разговора с моими внуками понимаю, редко где учат правильно говорить.
— Меня современный язык убивает, — продолжила дискуссию член союза журналистов России Э. С. Литвиненко. — Убивают люди, которые профессией своей избрали литературу, журналистику и не умеют пользоваться словом, и несут это в массы. Вот и получается, что «словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». Но чаще всего убивают. Раньше дикторов телевидения специально учили говорить, ведь в переводе с латинского диктор — говорящая голова. Выпускники кулинарного техникума становятся ведущими телешоу, и на каком языке они говорят, я не знаю.
Ведь богаче этого языка в мире нет. Но как им пользуются, какая убогость мысли, выражения и по радио, и по телевидению, и в книгах. И это наш-то, великий, могучий. Я думаю, все начинается действительно со школы, с вас, учителей русского языка.
Мне часто приходится работать с текстами ваших же детей. Ребятишки не могут выразить свою мысль, во-первых, они растекаются мыслию по древу, не могут ухватить идею. А во-вторых, этого самого богатства русского языка не замечаю вообще. Скудость такая – выучили десять фраз и считают, что этого достаточно на всю оставшуюся жизнь. Если мы утратим свой литературный язык, мы утратим себя как нация. Именно литературный язык, с его богатством, поговорками, народной мудростью. Где вы сейчас встречаете в газете статью, в которой есть поговорка или народная мудрость? А ведь это украшение речи. Все зависит от нас самих, на каком языке мы изъясняемся, так будут говорить и наши ученики. Нужно начинать с самих себя, а потом уже стараться защитить наш язык.
Л.И. Алавердян, заведующая каратузской детской библиотекой:
— Я начну с другого. Государственная политика в области литературы, особенно в революционные девяностые, нанесла колоссальный ущерб нам. Потому что было бесцензурье всего – пошла такая литература на полки библиотек, и домашних в том числе, что до сих пор не знаешь, как от нее избавиться. Эти всевозможные страшилки… А вот детская классика, где иллюстрации профессионального художника, играют большую роль, её вообще не было. Мы лишились полностью Маршака, Чуковского. Сейчас коробейники разносят прекрасно оформленные, из бумаги высокого качества книги, которые выпускаются в Финляндии, Китае, Венгрии и стоят баснословных денег. Государство нас практически не комплектует, спасибо еще краю, который снабжает хотя бы литературой краеведческого характера. На сегодняшний день ряды наших полок практически пусты. Например, замечательная книга А. И. Щербакова «В снегирином краю» нашей библиотеке досталась благодаря автору. Её тираж всего 300 экземпляров, даже на школы Красноярска не хватит. Да её нужно выпускать тиражом как минимум тысяч 20.
Ребята абсолютно не читают классику. Им не дают списки литературы для летнего чтения. И сочинения они пишут не сами, а скачивают с интернета. Дети выходят из школы и не знают ничего из классической литературы. И это проблема общегосударственная. Потому что каждый из нас на своем посту, как может, так и бьется. Часы по литературе и русскому языку сократили до минимума, как может учитель за такой короткий срок дать, например, того же Салтыкова-Щедрина, которого и взрослым трудно понять?
А.И. Щербаков:
— Сейчас уместна пословица, правда, немного переделанная, «Встречают по одежке, провожают по языку». Поэтому изучайте литературный язык, учитесь правильно говорить, чтобы по одной-двум фразам, сказанным вами, поняли, что вы культурный человек, потому что культура определяется по языку.
Л.Н. Борзенко, директор каратузского краеведческого музея:
— В связи со всем сказанным у меня предложение – на базе таскинской картинной галереи проводить конкурсы чтецов. Причем брать классику и произведения местных поэтов и писателей, и при оценивании конкурсантов учитывать дикцию, произношение, артистизм.
Т.Н. Посохина, заместитель главы района по социальным вопросам:
— Мое глубокое убеждение, что все начинается с семьи. Я росла с бабушкой, меня называли бабушкин хвостик. Сколько она мне пела песен, рассказывала сказок, которые не прочитаешь в книжках, с разными вариациями. Сейчас молодые семьи живут отдельно от родителей, вот отсюда и идут семиклассники, стесняющиеся читать с выражением стихи перед классом. Сейчас отмечают, что наши дети вообще стали немногословны, они отвечают однозначно. А почему это происходит, да потому что с ребенком до трех лет никто не общается – включили диск с мультфильмами и забыли про свое чадо.
А. И.Щербаков:
— Уместно здесь сказать слова (их приписывают В.Г. Распутину) – если бы Пушкин слушал не сказки Арины Родионовны, а песни Аллы Пугачевой, то из него вырос бы Дантес.
Л.С. Алексеева, врач-педиатр, депутат районного Совета:
— Нужно как можно больше говорить на тему языка, и не только для учителей, но и для простой аудитории. Например, меня спрашивают соседи: «Что такое консенсус, прочитал в газете и не знаю». Отвечаю: «Соглашение». «А что нельзя было написать соглашение?» Ведь должна идти государственная политика в этом плане – от литературных кругов, от языковедов.
Л.И. Мигла, директор таскинской школы:
— Экзамены в форме тестирования, где только вопрос-ответ, убили умение развернуто отвечать, рассуждать. Конкурс «Звезды Приамылья» показал, что не умеют наши дети выразительно читать стихи. А потому что до минимума сократили часы на чтение, а ведь раньше были уроки и выразительного чтения, и внеклассного. Мы бы больше в программу наших школьников включили произведений А.И. Щербакова, но часов не хватает.
О.П.Стрельникова:
— А можно о позитиве, а то все негатив. Моя старшая дочь в школе к литературе относилась ровно. Пришло время, мы пошли по магазинам в Красноярске – классики нет. От продавцов мы узнали, что как только завозится классика, ее сразу раскупают, несмотря на высокую цену. Причем покупает молодежь. Еще один пример. Живое слово где можно услышать? В театре. Приходя в театр, я вижу, что аудитория — в основном молодежь, семьями, с детьми, красиво одеты. Это только радует. Здесь, конечно, обидно, что у наших, сельских, ребятишек такой возможности нет. В связи с этим еще одна идея – организовывать для наших учеников поездки в г.Минусинск, где есть замечательный драмтеатр.
Л.П. Бохан, педагог на пенсии, с. Старая Копь:
— Эльвира Сергеевна сказала: «Начинать надо с себя». Я думаю, начинать надо с учителей. Если педагог на рынке, в магазине, на улице говорит на непонятном языке, а на уроке предлагает говорить грамотно, дети ему не верят, не учатся у него. «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». А дом – это родительский и школа. Он в школе проводит времени больше, чем дома, и учитель для него, особенно в начальных классах, авторитет непререкаемый.
А.И. Щербаков:
— У меня есть такая крамольная мысль насчет того, что мало читают. Известно, что голос народа – это голос божий. В любой исторической эпохе всегда прав оказывается народ, а не какой-то вождь. Так вот, может быть, сегодняшнее нечтение – это самозащита русского народа от вала той литературы, которую нам сегодня предлагают. Чем читать «Вредные советы» Остера, может, лучше вообще ничего не читать.
И.К. Космынина, экскурсовод таскинской картинной галереи:
— Я недавно узнала статистику: 60% времени с ребенком занимаются учителя, 30% — родители и 10% — общество. Я хочу рассказать вам об учителе школы № 11 г.Минусинска Ларисе Михайловне Медведевой, которая мне понравилась безумно. Я назвала её сорным словом – ударенный своей работой учитель. Она привозит к нам детей, которые читают наизусть прозу и стихи А.И. Щербакова. Кто-то из ребят стоит на учете комиссии по делам несовершеннолетних, другие тоже не очень благополучные, но это обычные дети, и она их увлекла. Она говорит: «Я так вам завидую – вы живете в таком хорошем месте, в вашем селе творили такие писатели, как Земляничкина, Филатов, Щербаков». Для воспитания гордости за наш язык, за русских людей, за то место, где мы родились и выросли, она везет, не единожды, детей в наше село, чтобы показать дом, где жил писатель или персонаж его произведения. В своей школе они открыли музей, посвященный селу Таскино. Так что, уважаемые учителя, 60% времени дети находятся у вас, и вы должны научить их правильно говорить, зажечь их искрой познания. Когда я спросила учеников каратузской школы, приезжавших к нам на экскурсию, читали ли они А.Т. Черкасова, они ответили, что это сложно. Дети сегодня мало уделяют времени книге. А ведь когда человек читает, он умеет думать, говорить, принимать решение. Работы у педагогов много, и помните, от вас, прежде всего, зависит этот великий и могучий.
Подготовила
Татьяна МЕНЬШИКОВА.

Прикрепления: Картинка 1
Просмотров: 589 | Добавил: zt-gazeta1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Copyright MyCorp © 2024 Конструктор сайтов - uCoz