Знамя труда
Среда, 24.04.2024, 01:21
Меню раздела сайта
Статистика
Яндекс.Метрика
Главная » 2011 » Декабрь » 5 » юбилей
04:43
юбилей

Как мы жили
ТРЕТЬЕГО декабря 1936 года в Каратузе был открыт первый ясли-сад на одну группу для детей от двух месяцев до семи лет. С этого дня и началась история «Колобка» — самого старшего и самого большого детского сада в районе. К сожалению, исторических фактов о работе учреждения в то время найти не удалось, а вот воспоминания воспитателя с большим стажем В.И. Калгановой позволяют рассказать о том, каким был садик в середине шестидесятых годов прошлого столетия.
ВАЛЕНТИНА Ивановна пришла работать в 1966 году. В то время детсад располагался на том же месте, но состоял из нескольких разрозненных зданий. Посредине двора стояла избушонка — прачечная, в загородке — колодец. На углу двухэтажное здание. Первый этаж каменный — в нем кухня с простыми печами (поварам приходилось работать с пяти утра — растопить печи, натаскать воды из колодца). А на втором этаже этого здания – администрация сада и бухгалтерия. Группы находились на том же месте, где и сейчас. Современные здания пережили реконструкции и теперь максимально комфортны для детей, а раньше не было никакого оборудования, отапливались здания печками-контрамарками. Дети спали на разборных козлах, обтянутых брезентом, как в люльках. Не было туалетов — зато полная подсобка горшков. Посуда мылась в трех тазах. Но кормили детей очень хорошо. Готовили не из полуфабрикатов, а из натурального мяса. Овощи выращивали на своем огороде. Да и порции тогда никто жесткими нормами не ограничивал — добавки давали от души, кому и сколько было нужно.
— Будучи школьницей, я мечтала работать на фабрике детских игрушек, — вспоминает Валентина Ивановна, — получается с детством рядом. А про малышей и не думала вовсе — одно время пришлось водить в детский сад маленького братишку, и всегда удивлялась — как же можно выдержать этот бесконечный шум и гомон, жалела воспитателей. Но по окончании школы мы с сестрой-близняшкой поступили по одной специальности – учитель иностранных языков, но в разные институты. Я оказалась ближе к дому, лучше понимала, как тяжело маме учить нас обеих. В общем, оставила учебу и пошла работать, чтобы помочь сестре доучиться.
Так судьба за меня все решила — первый год пробовала свои силы в школе, потом пришла в детсад. Сначала работала на группе продленного дня. Были тогда такие. Не все родители заканчивали работать в пять вечера, а если мама и папа в колхозе трудились, то и вовсе от зари до позднего вечера. Вот и собирали воспитатели ребят к окончанию рабочего дня, в 19 часов, в одну группу, и я занималась с ними в маленькой комнатке возле кастелянской, между тюками с бельем и коротали вечера.
Я очень благодарна В.А. Черных, в то время заведующей детсадом. Она поверила в меня и доверила девчонке, не имеющей специального образования, работать воспитателем. Всегда была рядом — помогала, учила, наставляла. Когда освободилось место, меня назначили воспитателем на среднюю группу. И в 1969 году я впервые отправила в школьную жизнь своих подопечных.
Как тогда работали, сегодня и говорить смешно. Никаких методик. Вообще никаких. Если кому-то удавалось раздобыть хоть какую-то книгу на тему воспитания дошколят, то спрос на нее был чрезвычайно велик — мы ее буквально заучивали, применяли каждый пунктик. В основе педагогического процесса тогда стояли любовь к детям, чутье и бесконечные репетиции каждого дня. Чтобы поставить для детей танец – все воспитатели ходили на занятия к музыкальному руководителю С.С. Пуликову, учили каждое движение. Так же с песнями, стихами. Сами писали сценарии, сами шили костюмы. Развивающие занятия с детьми проводили каждый день – а для этого нужно приготовить раздаточный материал, самим нарисовать, вырезать, склеить, или найти картинки и подготовить карточки. Нужно сделать так, чтобы детям нравилось. Так что развивали в себе творческие данные, а как иначе придумать праздник из ничего.
Нужно отметить, что тогда детские сады стояли на особом контроле, внимания к ним было много. Средства на приобретение игрушек, расходных материалов, ремонтные работы выделяли, всегда можно было рассчитывать на дополнительную поддержку. Так что игрушек в группах было полно — и кукол, и машинок, и кубиков, в общем, всего, что душа пожелает. Сейчас с этим куда труднее.
Зимой 1969 года все сотрудники детсада в свободные минутки занимались уборкой нового корпуса — долгострой, двухэтажное здание, наконец доделали, а вот наводить порядок и устранять все недоработки пришлось коллективу. Но делали они это с удовольствием и предвкушали, как переберутся со своими воспитанниками в новые светлые группы.
Детей тогда было очень много, более тридцати человек в группе. Раскладушки, которые не входили в комнаты, расставляли в методкабинетах. Дети с удовольствием занимались физкультурой на стадионе, принимали участие в парадах и демонстрациях, пели, танцевали на праздниках.
Весной занялись озеленением территории, со двора наконец-то исчезла стройка, можно было проявлять фантазию. И не важно, что для посадки деревцев приходилось ломами расковыривать гравий и строительный мусор – чистили, копали, пробивали ямки и высаживали акации, потом разбивали цветники. В итоге все расцвело и утопало в зелени.
Рассказы Валентины Ивановны можно слушать бесконечно. Она перебирает старые фотографии и говорит о каждом своем выпускнике с теплом и любовью. Вот новогоднее выступление — Снегурочка в подбитом ватой платьице, Дед Мороз с ватной бородой, а вокруг множество Снежинок и Зайцев. Вот слезы, вот коллективная высадка детей на горшки, которые к окончанию тихого часа приносили в группу и расставляли на коврике, чтобы у ребят ножки на кафеле в туалетной комнате не мерзли. А вот шагают на парад. А вот и выпускники, уже в школьных формах, почти совсем взрослые. Сколько их было, мальчиков и девочек, которые прошли с ней, пожалуй, самый ответственный для становления личности путь, за те сорок пять лет, что она отработала в саду? Сегодня большинство из них, от совсем взрослых до школьников (а последнюю свою группу Валентина Ивановна выпустила в 2008 году), встречая своего воспитателя, обязательно поздороваются, спросят, как дела. Их письма и открытки часто ложатся в ее почтовый ящик, она старается отследить хоть немного судьбу каждого.
— У нас был замечательный коллектив. Добрый, отзывчивый, неравнодушный. Не скрою, случались и обиды, но мы как-то быстро остывали и продолжали жить дальше, простив и забыв. Не было зависти. Да и не жили тогда богато, не материальными благами были озабочены — любовь к детям на первом месте. А чем иначе объяснять то, что воспитатели работали в садах десятилетиями, несмотря на мизерную зарплату и постоянные трудности. А вспомните девяностые годы — первый кризис. Детей нет, финансирования нет, зарплата по бартеру. До сей поры помню, получила зарплату — синий пластмассовый таз и бутылек шампуня. Таз в морозы в бане забыла, а потом случайно задела — он на кусочки разлетелся — и смех, и слезы — месячный заработок в руках рассыпался. Но и тогда выжили. Не ссорились, не злились. Родители приносили плату за ребят продуктами питания, овощами, мясом, соленьями и вареньями. Этим и кормили воспитанников. Игрушки и бумагу несли из дома — кто что мог. И все равно дети вырастали умненькими и здоровенькими. И мы устраивали им праздники, и веселились вместе с ними. А еще были уголки природы. Почти в каждой группе жили мелкие питомцы. У нас, к примеру, разноцветная крыска, мы даже делали на ней бизнес — продавали потомство по пять рублей за крысенка, а на вырученные деньги приобретали цветную бумагу для ребят. Ухаживали за зверьками дошколята самостоятельно под руководством педагогов. Вообще трудовое и нравственное воспитание было на высоте.
Времена настали новые. Изменился облик детсада, проведены капитальные ремонты, реконструкции, появилась новая мебель. Все стало так славно и гигиенично. И для педагогов сейчас множество идей — столько программ, материала, информации, пособий. Методические рекомендации на любой случай. Изменились и дети, и родители. Раньше ребята были гораздо спокойнее, они впитывали в себя каждое слово старших. Сегодняшние воспитанники — интеллектуально развиты, информацией нужной и ненужной наполнены. И все равно, даже такие умненькие, они всего лишь дети. Им нужны любовь и забота, ласка и внимание. Я стала замечать, что все больше девочек и мальчиков становятся сегодня жертвами собственных родителей, которые вредят малышам и вседозволенностью, и сменой собственных настроений, «выливая» проблемы на маленьких чад, совсем к этому не готовых. Редко какой ребенок знает главные слова — надо и нельзя. Нет дисциплины и порядка, нет режимов дня. А малыши, приходя в детсад, доверчиво делятся с теми, кто их просто слушает, всеми новостями, и здесь важно правильно понять и пожалеть. А это возможно, только если воспитатель действительно искренен в своей любви. По-иному здесь нельзя.
А еще сегодняшний день детского сада, на мой взгляд, — это сплошные нормы и запреты, — говорит В.И. Калганова. — Животных в группах уже не держат — нельзя. Мясо заменили полуфабрикатами, рационы кормления разнообразили, но сделали ограниченными по количеству — добавок вволю уже нет. Определили санитарные нормы площадей территорий, участки оказались небольшими — убрали озеленение, иначе — не по норме.
Огромное количество документов, бумагооборот просто страшный. Ни заведующей, ни методистам почти не остается времени на практическую работу — они заняты отчетами, программами и прочими листочками. Зачем? Хватало нам и одного комплекта информационных листков, а теперь в каждой группе — куча папок методического и прочего материала, в общем-то мало значимого для функционирования непосредственно маленького коллектива детсада. Но так положено, а значит, драгоценное время будет потрачено на подготовку и распечатку бесконечных страниц.
Бесспорно, все в нашем мире совершенствуется, нельзя отставать и этим учреждениям, но при всех достижениях прогресса и новых технологиях обучения и воспитания, главный объект один — ребенок. Его беззаботность и счастье, добро и веселье. И наш сад вполне справляется со своей ролью — доброго дома, где всегда ждут с улыбкой и теплом, где рады каждой встрече и каждой победе. И я уверена, сегодняшний юбилей — только еще одна маленькая дата в истории «Колобка». Успехов и детского смеха на долгие лета.
Просмотров: 384 | Добавил: zt-gazeta1 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Copyright MyCorp © 2024 Конструктор сайтов - uCoz