Знамя труда
Среда, 24.04.2024, 04:36
Меню раздела сайта
Статистика
Яндекс.Метрика
Главная » 2011 » Август » 25 » наши интервью
04:22
наши интервью

МОСКВИЧ ГОРДИТСЯ
КРАСНОЯРЬЕМ
МАЛО кому выпадает счастливая возможность — попить чаю с губернатором. Главным редакторам районных газет южных территорий Красноярского края представился такой шанс. Л.В. Кузнецов 20 августа прибыл в Минусинск, чтобы принять участие в празднике «Минусинский помидор».

ПОНИМАЯ, что посещение города первым лицом края в этот раз носит характер визита выходного дня и не совсем удобно будет вести разговор о делах, которыми и так переполнены будни губернатора, газетчики настроились расспросить Льва Владимировича о личном, но он сам постоянно переводил беседу в проблемную плоскость.
Встреча с губернатором состоялась после посещения им праздника «Минусинский помидор». Из этого факта логично вытекал первый вопрос, заданный Льву Владимировичу:
— Как вы относитесь к томатам?
— Позитивно.
— Вам нравится их вкус, цвет или объем?
— Вкус. Так как обычно готовит супруга, то цвет и объем в салате уже не играет существенной роли. Она у меня по-настоящему вкусно готовит и вообще хорошая хозяйка. Мне и каждому из детей, в зависимости от возраста, свое блюдо приготовит, и причем завтрак, обед, ужин, а три месяца назад еще и малышку грудью кормила. Когда все успевала?!
— Из этого следует, что у вас нет домработницы?
— Есть помощники в воспитании детей. А с делами на кухне она справляется сама, к тому же варит варенье, стряпает торты.
— Восьмого марта сменяете ее у плиты?
— Честно? Нет. Я реально оцениваю свои способности и уступаю место тому, кто это делает профессионально, – супруге.
— Вы строгий отец?
— Требовательный ко всем детям. Я их люблю и позволяю некоторые вольности, но они не избалованы, знают грань, целеустремленно учатся.
— Если ввиду занятости вы не можете присутствовать на дне рождении своих детей, они обижаются?
— У старших детей нахожу возможность быть, дни рождения младших, бывает, пропускаю. Но, полагаю, если что, каждый из них поймет и простит. Главное, чтобы дети чувствовали здоровый семейный климат постоянно. Стремлюсь к этому.
— В Красноярске вы им подбирали школу?
— В Москве они учились в частной школе, достаточно престижной, с ограниченным кругом общения. В Красноярске при подборе руководствовался только двумя факторами: близость к дому и уровень образования. Хотел, чтобы они увидели другую сторону медали. Так что обычная школа, со всеми ее плюсами и минусами. Класс на потоке, две смены. Но у них не было сложностей в адаптации.
— Почему, став губернатором, вы перевезли семью в Красноярск, хотя пока были первым заместителем А.Г. Хлопонина, близкие жили в Москве.
— Изменилось восприятие, возросла ответственность, возникла внутренняя потребность. С 30 лет я в разъездах: Норильск, Дудинка, Красноярский край. Для себя решил: одни дети выросли, ты их не видел, но всех пропустить не имеешь права. Это самое ценное, что есть в жизни. Я всем своим коллегам и друзьям, тем, кому за сорок, рекомендую – родите еще одного ребенка. Когда мы были молодыми, мы видели мир другими глазами. В этом возрасте ребенок обогатит, и у вас появится уникальная возможность войти в одну реку еще раз. Ребенок в более старшем возрасте — это уже тяжело.
Есть и еще одна причина. Через семью, общение я объективно могу понять, какие процессы происходят в обществе и отраслях. Благодаря тому, что сыновья ходят в обычную школу, в прошлом году выяснилось, что ситуация с обеспечением школьников учебниками не такая уж и безоблачная, как мне докладывали.
Когда Д.А. Медведев спросил меня как одного из кандидатов на пост губернатора, какую ключевую задачу я перед собой ставлю, ответил: «Чтобы люди хотели жить в Красноярском крае. Если такое желание есть – то все остальное сделано правильно». Поэтому я с маниакальной настойчивостью бьюсь не за мегапроекты, хотя и это важно, а за то, чтобы в каждом населенном пункте было чисто, чтобы власть обращала внимание на проблемы, с которыми человек сталкивается каждый день. Системы здравоохранения и образования должны быть на уровне и для людей. Сегодня самый большой дефицит — кадры. Даже в таком городе, как Минусинск, было трудно найти замену погибшему главе города. В Миндерле Сухобузимского района руководитель села не появляется на работе, а если и бывает — результатов нет: у сельской администрации крыльцо покосилось, вокруг — лес из травы, напротив — палатка, где сутками продают спиртные напитки и собираются кто попало. В другом сельсовете принимают решение об установке дорожного знака и месяц не могут его вкапать. Вот такие, на первый взгляд, мелочи и портят жизнь людей, вызывая неудовлетворенность. И с ними надо бороться.
Не для красного словца могу сказать, хоть я и москвич, что по природно-климатическим условиям, потенциалу, многообразию возможностей Красноярский край не уступает, а по многим компонентам и намного лучше, чем Москва.
— РАССКАЖИТЕ о своих родителях и о себе.
— Отец из семьи метростроевцев, воевал, вернулся с войны инвалидом, в начале 60-х умер. Мама из сельской местности, из рабочей семьи, тоже связала свою судьбу с метростроем, потом работала на предприятии атомного машиностроения. Вторично вышла замуж. У меня есть младшая сестра. Учился я в обычной школе, со второго класса активно стал заниматься настольным теннисом, потом – профессионально. Отслужил в армии. Пришел и, как это бывает, посмотрел на жизнь другими глазами, понял, что выдающимся спортсменом, чемпионом мира не стану. Поступил в Московский финансовый институт. Когда закончил, пошел во Внеш-экономбанк работать. В общем, обычная семья, без каких-либо стартовых возможностей. Но как-то, видно, судьба улыбнулась, что так все сложилось.
— У вас много друзей?
— Понятие «друг» сугубо индивидуальное. Есть школьные друзья, с которыми общаюсь. Жизнь то сводила, то разводила с ними. В институте познакомился с А.Г. Хлопониным, М.Д. Прохоровым. Они на курс старше меня учились, но мы общались, вместе в стройотряде работали, в футбол играли. С ними дружен до сих пор. Есть друзья, которых приобрел, работая в банковской сфере. Можно сказать, что у меня их немного.
— У вас своеобразный имидж – всегда длинные волосы. Это дань музыкальным пристрастиям молодости? Какую музыку вы предпочитаете?
— Я не ставлю задачу сделать прическу частью имиджа. С удовольствием слушаю советскую эстраду 70-80 годов. Нравится тем, что в песнях есть и содержание, и звучание, и глубина.
— Что вы любите читать?
— Читаю сейчас мало, времени нет. Увлекает история Европы, России. Очень заинтересовала Франция. Узнал, как развивался Париж. Император Наполеон III снес старый город и за двадцать лет Париж построил в том виде, в каком он существует до сей поры, спланировав и предусмотрев все. Сейчас мне интересно, как проходило освоение Сибири. Ведь в отличие от других стран оно прошло мирным путем. Не было уничтожения целых народов.
— Вы занимаетесь спортом. У вас диета какая-нибудь особая?
— Совсем наоборот. Жена так вкусно готовит, что спорт – средство борьбы с лишними калориями. К тому же ей обидно, если она столько времени на это дело потратила, а я не ем. Поэтому я приглашаю всех детей за стол, а через час мы вместе идем бегать.
— Известно, что вы являетесь болельщиком спортивного клуба «Спартак». Как вы стали поклонником именно «Спартака»?
— В совсем юном возрасте я болел за ЦСКА. Хоккеисты этого клуба были в то время гордостью и визитной карточкой страны. Когда стал заниматься в секции настольного тенниса в спортшколе от «Спартака», постепенно причастность к клубу привела к смене спортивных предпочтений.
— Они не изменились до настоящего времени?
— Сейчас я болею «за наших» в широком смысле этого слова. За российский футбол, хоккей, конечно, – за наших красноярцев, выступающих индивидуально, и команды баскетболистов, регбистов. Переживаю, если они не могут взять высокую планку.
— Что испытываете, если «наши» проигрывают?
— Я философски отношусь к этому: если не получилось в этот раз, получится в другой. К тому же важно, какие задачи перед ними стоят. Я перед красноярскими спортсменами их сформулировал так: расти постепенно, но естественным образом, как минусинский помидор. Он же вырастает таким благодаря среде, почве и людям, которые за ним ухаживают, а не потому, что его кормят химикатами. Если искусственно взращен, он пустой, когда разрежешь. Так вот и команда. Когда я пришел на пост губернатора, мне говорили: «Есть шанс заплатить, чтобы наш футбольный клуб «Енисей» попал в первую лигу. Я сказал: «Зачем? Чтобы прийти и уйти? Нужно создать условия, и спортсмены, если в силах, оправдают надежды». «Енисей» смог это сделать, сейчас занимает достойное место на радость себе и зрителям. Это естественный рост, и это куда лучше, чем привозить иностранных звезд, которые не работают на наш спорт. Для успеха нужны условия, мотивация и командный дух.
— Сейчас команды финансируются из краевого бюджета, для них ищут спонсоров?
— Я работаю с Роснефтью, по хоккейной команде – с «Норильским никелем», в настоящее время активно ведутся переговоры с акционерным обществом «Российские железные дороги», чтобы они взяли спонсорство над нашими регбистами. Затраты на эту команду несравнимо меньше, чем на футболистов, баскетболистов или хоккеистов, которых они поддерживают, при том, что это и готовый бренд, и лидеры, и школа с традициями.
— Не считаете ли вы, что брендовое мероприятие Минусинска надо экспортировать в другие территории.
— Бренд – штучный товар, и если его тиражировать, то он просто растворится. У минусинского праздника в следующем году своеобразный юбилей: сто лет назад помидор отсюда стал призером общероссийской бахчевой выставки. К тому же, как я увидел, это товарный знак не только города, но и всех южных территорий края и олицетворяет все, что происходит здесь: и труд людей в достаточно суровых условиях, и землю благодатную.
У нас есть «Саянское кольцо» и не надо другого, канский фестиваль во всем многообразии его проявлений. И «Минусинский помидор» надо делать символом красноярской уникальности, богатства, трудолюбия, могущества края и его сельского хозяйства.
Хочу сказать, что меня как губернатора первоначально расстроило в крае: у нас есть много хороших, уникальных вещей, которые мы не замечаем, не гордимся ими, не популяризируем, но почему-то охотно выискиваем недочеты и смакуем. В других регионах наоборот с какой-нибудь достопримечательностью носятся, как с флагом.
Наша задача – и СМИ, и власти – заставить бренды работать на нас, и главное – людям дать ощущение уверенности и гордости. Человек не может постоянно жить в стрессовой ситуации, ему нужно знать, что есть позитив.
В Федерации регион рассматривают как уникальную площадку, локомотив, а вернешься в край, слышишь, будто у нас везде отстой, извините за грубое слово.
Мы сейчас заняли первое место в федеральном округе по эффективности, всегда в лидерах по урожайности, по количеству прибыльных хозяйств есть положительная динамика. Я сюда летел на вертолете и смотрел с гордостью на землю – каждый клочок ухоженный, везде есть хозяин, люди стали ценить землю и бороться за нее. Мы говорим об инновациях, модернизации, а в хозяйствах мне уже показывают применение новых технологий: подбор сортов, мелиорация, коровники с технологиями энергоэффективности. Жизнь в определенный момент так придавила сельхозтоваропроизводителей, что не поменяй они подходы к работе, не начни считать каждую копейку за-трат, хозяйств сейчас бы уже не было. И важно, что они почувствовали, как государственная политика повернулась к аграриям. Встречаясь с Владимиром Владимировичем Путиным, я сказал, что она осознанна и своевременна — и по льготному топливу, кредитованию и субсидированию ставок, и по жилищным программам и замене техники. В предыдущие годы страна все время хлеб покупала, сейчас селяне просят – разрешите хлеб продавать. Россия себя хлебом кормит, и это знаково для страны. Причем не разово, а системно. А сегодня продовольственная безопасность, с точки зрения геополитики, — один из ключевых факторов защищенности государства.
— Вы работали в бизнесе, сейчас на государственном посту, где труднее?
— Общего много, но есть и различия. В бизнесе есть предприятие, и все отношения — в пределах его периметра. Ушел человек после рабочего дня или уволился, он уже не твой. А на государственной службе и в периметре предприятия, и за ним, и во время работы, и после – ты отвечаешь за него всегда, 24 часа в сутки. Чем мы сейчас живем: уборка, подготовка к учебному году, затем — отопительный сезон с погодными и техногенными катаклизмами. Только пережили — весна, посевная, паводок, следом — пожары. Один сплошной «день Сурка». И в любой момент может случиться нечто, и нужно быть готовым реагировать.
— Получается, что ваша работа – сплошное напряжение и стресс. Как вы с ним справляетесь?
— Вы правы. Одна из сопутствующих деятельности чиновника, ее специфика – постоянное напряжение. Я не жалуюсь, в работе чиновника тоже очень много плюсов. Но он постоянно сталкивается с негативом или проблемами, и очень редко — с позитивом. И не потому, что он сделал что-то плохо, а потому, что нет общественного признания его деятельности или оно публично не выражается. Если все хорошо, то люди считают, что это так и должно быть. Если плохо, то виноват чиновник, независимо от того, кто на самом деле виноват. Но если встал на этот путь, неси свой крест. А способов бороться со стрессом у меня несколько, один из них – это спорт. Даже если прихожу в 10 часов вечера выжатый, как лимон, сорок минут в спортзале — и летишь на крыльях. Ну и, конечно, семья, общение с близкими.
— Какие качества вы цените в людях, а какие не приемлете?
— Самое важное — быть неравнодушным. Не приемлю отсутствие этого качества. Еще должна быть в человеке порядочность, в том смысле, что если сказал — должен сделать. Но это не значит, что человек становится заложником своего слова. Если все возможное сделано, но все равно не выходит, то нужно честно это признать. И это важно для чиновника. Не надо бояться говорить не то, что от тебя ожидает население, надо людям давать правильные ориентиры. И тогда люди будут принимать решения, а не жить несбыточными надеждами. Приведу пример: Игарка раньше была гигантом лесопереработки, которая к 90-м годам стала нерентабельной. Лесокомбинат прозябал, город умирал. Мы приехали и честно сказали, что больше предприятие поддерживать не будем, так как оно все больше погрязает в долгах. Работникам дали право выбора — либо переехать, либо постараться найти другую работу. Недавно в Назарово открывали культурное мероприятие, ко мне подошла женщина и сказала, что она из Игарки. «Большое спасибо, за то, что вы нам тогда протянули руку, мы бы никогда оттуда не выбрались». Честно поступил и подавший в отставку глава города Минусинска Соколов. Взвесил свои силы и ушел, это поступок настоящего мужчины. Но есть и другие примеры, когда главы не справляются, население от их горе-деятельности страдает, но они не уходят – сидят до конца выборного срока.
— Высшее проявление вашего гнева?
— Бывает, ругаюсь. Бранные слова знаю, иногда проскальзывают, если вы об этом, но для меня это не норма общения. И я ругаюсь не потому, что имею что-то против человека, не унижаю или оскорбляю, а для того, чтобы критика подтолкнула его к действиям, то есть в конструктивном плане.
— Как вы относитесь к ЕГЭ? Не кажется ли вам, что если человек отвечает по алгоритму, он и мыслит также.
— Такая методика существует и в других странах. И они от нас не отстают или ни в чем не проигрывают. У нас есть перегибы, все знают об этом. ЕГЭ должен быть, но при приеме во все высшие учебные заведения нужна и такая форма, как собеседование. Это возможность увидеть человека, его ментальность, понять и оценить. К слову, на западе сейчас как раз так и происходит. Зачастую собеседование бывает одним из решающих критериев.
— Вы согласны с тем, что молодежь сегодня стала более жесткая, рациональная и прагматичная?
— Согласен, что она становится более жесткой, но есть ли в этом рационализм? Понимают ли они, к какой цели идут через жесткость, и какие последствия для них это будет иметь. Сомневаюсь, что многие задумывались об этом.

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ губернатор ответил на вопрос, касающийся непосредственно участников встречи за круглым столом:
— Идет разговор о приватизации государственных СМИ. Вы как губернатор хотели бы их сохранить?
— Средства массовой информации можно приватизировать в таких городах, как Москва, Новосибирск, Красноярск и т.д. А в сельских районах — это не бизнес-структура, а форма информирования, разъяснения, воспитания. Моя позиция такова: пока будет возможность, решение о приватизации СМИ принимать не буду. Сегодня это важнейший инструмент государственной политики.
Но газеты тоже должны доказывать, что они — государственный инструмент. На днях было совещание по энергоэффективности, вскрылся такой аспект: люди до сих пор не осознают, что наши ресурсы, в том числе вода, тепло, небезграничны. О необходимости относиться к ним рачительно требуется объяснять. Тарифы подняты до крайности, они обоснованны для тех мощностей, которые действуют в настоящее время. Нужно просчитать, оценить, насколько правильна и эффективна схема организации теплоснабжения. Мы живем в 21 веке, есть масса вариантов модернизации. Если руководство на местах принимает меры, думает, ищет решения и учится — о результатах надо рассказывать, если «спит на печи» — об этом тоже надо говорить. Вот идринцы мне сегодня на празднике показали пример внедрения новых технологий — делают топливо из отходов переработки древесины. Выгодно и экологично.
Если с мест обратятся ко мне и обоснуют, что в результате строительства новой котельной или применения новых технологий тарифы снизятся, – финансовая поддержка со стороны администрации края будет.
Модернизация идет и в здравоохранении, и в образовании. И позитивные примеры тоже должны освещаться на страницах газеты, о них будут знать и стремиться внедрять у себя.
В конечном итоге мы должны добиться, чтобы работа всех структур была нацелена на удобство для человека. Во многом условия созданы. Но зачастую дело упирается в отношения: медик не так, как надо, отнесся к учителю, тот пришел на работу и так себе дал новую тему. Дорожнику поставили неправильный диагноз, его ребенок не смог поступить в ВУЗ, он с таким же подходом к делу уложил асфальт, продавец магазина, чья машина пострадала от ямы на дороге, нагрубила… и так далее по цепочке. Ее можно разорвать, если каждый на своем рабочем месте будет выполнять все качественно. Я всегда говорю: вы делаете для себя, своих детей, села, города, края, в котором живете.
Главные редакторы поблагодарили Льва Владимировича за содержательную беседу и дали обещание: стремиться правильно ориентировать читателя.
Подготовила
Ольга Митина.

Прикрепления: Картинка 1 · Картинка 2
Просмотров: 416 | Добавил: zt-gazeta1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Архив записей
Copyright MyCorp © 2024 Конструктор сайтов - uCoz