Знамя труда
Пятница, 29.11.2024, 13:46
Меню раздела сайта
Статистика
Яндекс.Метрика
Главная » 2011 » Август » 8 » страницы истории
04:08
страницы истории

Малая родина старообрядцев
СЕЛО Нижние Куряты образовалось у берега Казыра в 1882 году. Одним из первых его прославил замечательный писатель А.Т. Черкасов. В его произведениях «Сказания о людях тайги» показан мир старообрядческой деревни, заботливо скрытой в таежной глуши. Образы и события, описанные в трилогии, как в зеркале, отразили трагические периоды российской истории, жизнь и судьбы нескольких поколений старообрядцев, казаков, раскулаченных, репрессированных, безвинно осужденных.
ДЕЙСТВИЯ в романе развиваются на просторах Сибири, а герои – это реальные люди, в том числе и жители сел: Качульки, Таят, Нижних Курят.
В Нижних Курятах и сегодня живут староверы, предки которых приехали сюда много лет назад. Вот что запомнила из рассказов родителей одна из старожилов села Мария Осиповна Алтынцева ( в девичестве Дурновцева):
— Жила семья в Пермской области, на реке Каме. Все у них было: большой добротный дом, пахотная земля, лошади, другой домашний скот, птица. Притеснения церкви и власти вынудили староверов оставить обжитые места. Часть нажитого большим трудом имущества, которое можно было увезти, погрузили на телеги, остальное схоронили, надеясь вернуться назад. Запрягли лошадей и со слезами и болью в душе тронулись в дальний путь.
Долгая дорога закончилась для семьи Дурновцевых в Верхних Курятах, где жили единоверцы и родственники. Деревня в то время уже была большая, жили зажиточно: имелись три магазина, большой молельный дом, а вокруг стояла нетронутая тайга. Единство веры и тяжелые условия жизни заставляли раскольников держаться общиной, работать не покладая рук и оказывать помощь своим.
Мария Осиповна тогда была совсем маленькой, но хорошо помнит существовавший жизненный уклад единоличной деревни, принесенный староверами в Сибирь из глубины веков. Строгость, почитание старших, вера в бога и большое уважение к труду – таков был порядок в семьях раскольников.
Большинство хозяйств разрабатывали целинные земли, сеяли пшеницу, овес, но в основном рожь, выращивали лен и коноплю. На поле трудились всей семьей с раннего утра и до позднего вечера, дома оставались только старики да малые дети. К земле относились с любовью и заботой, соблюдали севооборот. Пять лет пашни засевали с чередованием культур, а затем пускали их под залежь и получали неплохие урожаи. Хлеба хватало для себя и на продажу.
Думали здесь и о будущем деревни, заботились об окружающей среде. Раньше установленного срока никто не имел права начать сбор ягод и ореха. Дрова и лес для строительства заготавливали в установленном месте под надзором объездчика. Строго следили за березовой рощей, располагавшейся между Верхними и Нижними Курятами, в ней нельзя было срубить ни одного дерева. К сожалению, после образования колхоза её уничтожили.
На берегу Казыра в Нижних Курятах стояла красавица-церковь. Все: и стар, и млад – шли туда, а церковь встречала их колокольным звоном. Убранство её было богатым: древние монускрипты, иконы, священное писание. В лихую годину гонений везли в глухую тайгу раскольники самое ценное – душу чистую да веру истинную, старославянскую. Барахлишко свое нажитое бросали, а иконы древние берегли, дабы дети их в чистоте могли содержать свои души. Когда держишь в руках «Священное писание», изданное «при дворе Царя всея Руси, великого князя Алексея Михайловича», с потрескавшейся старославянской вязью, слышишь, как хозяйка нараспев читает молитвы, то ощущаешь себя в далеком 16 веке, и отступает цивилизация, а перед глазами, словно живые, встают страницы истории.
Горькие времена пришли в тридцатые годы прошлого века. Власть советов не хотела мириться с религией – церковь в Нижних Курятах закрыли. Что успели, по домам унесли, схоронили, остальное «активисты» уничтожили, иконы ломали и жгли.
Своими воспоминаниями делятся жители Верхних Курят Н.П. Коробейникова, М.К. Полякова, М.О. Алтынцева и Е.К. Аликина:
— Полтора века не могло царское правительство и церковь искоренить «старую веру» на Руси. Не признали старики-староверы и приход к власти коммунистов, отстояли свою веру, не был создан в деревне сельский Совет. Но ветры жизненных перемен все же коснулись раскольников, подорвали их устои. Опасаясь будущего, в молельном доме сняли иконы, убрали старые книги. Все упаковали и спрятали в тайге, где они находятся сейчас, никому не известно. Опять засобирались староверы в путь, подальше от «антихристов», начался развал общины. Кто-то бросил родные места и уехал на Дальний Восток, остальные вели единоличное хозяйство, потихоньку привыкая к новым порядкам и законам.
Сказался на судьбе старообрядцев и развал Советского Союза. Притеснения русскоязычного населения в Туве заставили раскольников, проживающих там, искать новые места для жительства. Несколько семей приехали к единоверцам в Курята, построили дома, устроились на работу, благо, совхоз еще существовал, и можно было рассчитывать на возрождение старообрядческой общины. Но этого не произошло, экономические преобразования в стране внесли свои поправки — не стало работы. Почти все приехавшие их Тувы семьи переселились в Курагинский район. Но не только это заставляет их покидать обжитые места.
— Деревню Верхние Курята начали заселять последователи Виссариона, — рассказывает одна из оставшихся староверок О. Черепанова. — И вот уже 15 лет стараются жить в мире и согласии с местным населением. Большинство из них имеют высшее образование, это очень талантливые, творческие люди. Они тоже исповедуют любовь к ближнему, стремятся жить в гармонии с природой, ограничения в пище у них еще строже, чем у староверов.
У них и у нас подрастают дети, в будущем возможны смешанные браки, а мы не хотим смешивать веру.
До сей поры сохранили староверы обычай крестить детей, купая новорожденных в любое время года в водах речки Курятки, и не было случая, чтобы ребенок после этого заболел. Едут из города внуки, чтобы окрестить своих детей по традиции предков.
Потомки сильных людей, пронесших чистоту своей веры через многие годы, хотят дожить свой век на родине предков. Жизнь продолжается. Меняются, как в калейдоскопе, картинки. Курится туманная дымка над деревней, замерли в суровом молчании горы вокруг. Ледяные струи Казыра напевают вечную мелодию. Стоят дома с тяжелыми воротами, как крепости, на века построены. Только все чаще ставни с резьбой меняют на пластиковые окна, а дерево – на сайдинг и железо. Сокрушаются старожилы, как много ошибок делаем, но верят, придет однажды день, и святые дары примут руки их внуков и правнуков, подсознательно помнящих обычаи и нравы предков.
А. ПУШИНА,
с .Нижние Куряты.

Просмотров: 988 | Добавил: zt-gazeta1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Вячеслав  
0
Доброго вечера.
У меня бабушка по отцу из Н.Курят и сестра там родилась.
Мама всегда говорила, что я австрийской веры))),
но до недавних пор я не понимал смысла,
да и мама пожалуй тоже...
Хотелось бы и побывать, да и перебраться жить к единоверцам.

Кокшаров В.Г.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Архив записей
Copyright MyCorp © 2024 Конструктор сайтов - uCoz