ВОСЕМЬ СЕЗОНОВ НА ПЛАВУ ПАРОМНУЮ переправу через реку Амыл по автодороге Каратузское-Старая Копь без преувеличения можно назвать объектом жизнеобеспечения. Это особенно остро ощущается в период межсезонья и распутицы. ПАРОМ — звено, которое обеспечивает связь старокопцев с «большой землей». Управляют этим двухкорпусным судном под одной палубой П.В. Широбоков и В.А. Щукин – работники каратузского ДРСУ, в ведении которого паромная переправа находится с 2003 года. Плавить паром кажется делом простым только с первого взгляда, а сколько здесь подводных камней. Очень многое зависит от сезона и уровня воды. — Например, в половодье, когда много коряжин по реке плывет, — рассказывает Владимир Алексеевич, — лучше держаться у правого берега, потому как их течением к другому берегу относит. У левого чаще стоим, когда по реке идут льдины, так как их закручивает к правому берегу и может забить под паром, тогда его с места трудно будет сдвинуть. Уровень припаромного съезда регулируется и зависит от уровня воды. Случалось, за день приходилось понижать его трижды. Для этого около парома стоит гусеничный трактор, на котором паромщики сами и работают. А управляться с гребью (для постороннего человека это просто большое весло), их на пароме две, — это отдельная наука. В основном используется одна, но если уровень воды низкий, приходится включать, как выражаются паромщики, «передний привод» — прибегать к помощи второго весла. А если и это не помогает парому двигаться, то «используется ручной привод» — специальное приспособление накидывают на трос, подтягивая его вручную, заставляют паром двигаться. Справляется со всеми этими делами один паромщик. Смены — через день. — Все автоматически как-то получается, опыт все-таки, – говорит Павел Васильевич. Они в паре уже восемь сезонов на пароме отработали. За это время всякое бывало. И весной деревья под паром затягивало, и инструмент срывался в воду. Самое сложное — работать в ветреную погоду, паром большой и по водоизмещению, и по весу, что называется, «парусит», если в одну сторону по ветру легко идет, то против ветра к другому берегу его на ручной тяге приходится плавить, с помощью рычага подтяжки. К тому же надо и успевать управлять паромом, ведь по течению его еще и крутит. Паромная переправа действует около восьми месяцев в году, в зависимости от погодных условий. А потом, когда река замерзнет, у П.В. Широбокова и В.А. Щукина начинается другая работа. Они обеспечивают ледовую переправу: очищают проезд от снега, намораживают лед, устанавливают дорожные знаки. Весной готовят паром к спуску на воду. Работу выполняют со всей ответственностью, четко и быстро. Поэтому и нет к ним замечаний у руководства ДРСУ. Нет замечаний и у жителей Старой Копи и ее главы Г.В. Русовой, только слова благодарности. Фото Ольги ГАЛКИНОЙ.
|