Знамя труда
Четверг, 18.04.2024, 13:27
Меню раздела сайта
Статистика
Яндекс.Метрика
Главная » 2013 » Январь » 16 » заботы сельские
09:30
заботы сельские

ВЕРНОСТЬ
ТРАДИЦИЯМ
ВЕРХНИЙ Кужебар сегодня –
край района, дальше только тайга.
Большое село, кержацкое,
традициям верное. Где еще
на территориях так трепетно
относятся к кумирам прошлого.
Только верхнекужебарцы
во времена перелома
истории умудрились
восстановить памятник Ленину
да еще добиться для скульптуры
официального статуса. И смотрит вождь народов
пристально в окна конторы бывшего колхоза,
который, несмотря на смену формы
хозяйствования, остался верен имени Ленина.
И перекликается скульптурный Владимир Ильич
со своим портретом на стене в кабинете
руководителя артели. Там тоже, вопреки всем
новым веяниям, висит образ вождя пролетариата. Как считает хозяин кабинета И.П. Клушин,
к истории нужно относиться бережно, сохраняя
в уме и в душе прошлое, учиться на его ошибках
и признавать его достижения.

ГОЛЫЕ стены, скромная мебель. Холодно. На улице зима, а в хозяйстве сейчас экономят на всем, зачем тратить энергию на тепло в огромной конторе. Сегодня в ней слишком мало сотрудников, да и подолгу в начальственных комнатах засиживаться некогда. Рабочий процесс не останавливается, даже если производство снижается, проблем только прибавляется.
Как знать, миновала бы печальная участь развала верхнекужебарскую артель, если бы в самое сложное время не заступил на должность руководителя хозяйства И.П. Клушин. Как он сам сегодня усмехается – из шести кандидатов выбирали, и судьба преподнесла этот «подарочек» именно ему. 1997 год. Время страшных перемен. Казалось, уже не остановить процесс распада. Но у Клушина, не привыкшего уступать, все получилось, и хозяйство выстояло, сохранив все отрасли производства, хотя популярности в селе это ему не добавило, скорее, наоборот, его стиль работы вызывает у некоторых недовольство.

МЕНЯЕТСЯ ВСЁ
— ТОГДА было сложно. Да и сейчас не легче. Просто поменялись причины неустойчивости сельхозпроизводства. В 1997 году была финансовая разруха, счета заблокированы, оборотных средств нет, диспаритет цен, закредитованность. Огромные долги по налогам и сборам, пени, штрафы. Но оставалось одно, самое важное – кадры. Поколение тех, кто, несмотря ни на что, трудился. Крепкий работоспособный коллектив. Живо было понятие дисциплины и взаимовыручки. Если бы не те люди, хозяйства не было бы. Но старая гвардия понемногу отошла от дел, а смены ей не оказалось, — сетует Иван Павлович. — Сегодня изменилось все. И, вроде, жить стали немного лучше, по крайней мере, артель имеет все необходимое для сохранения объемов производства, да и о развитии можно было бы подумать. Но стал иным менталитет – современные селяне энтузиазмом не больны. Меня часто осуждают – людей обижаю, работать нужно много. Согласен. И обидные слова порой высказываю, а как иначе, если ждешь человека на работу, а он с утра навеселе и о трудовой дисциплине не вспоминает? Зарплаты маленькие, а где взять денег на большие. Все, что заработали, направить на оплату труда? Но это станет последним днем существования артели. Никто не отменял ежедневные расходы – свет, тепло, топливо, оплата услуг и возврат долгов. Как бы там ни было, нужна новая техника – берем кредиты, их нужно оплачивать. Без горючего никуда, а оно стоит сейчас в три раза дороже молока. Остались старые долги, заканчивается период реструктуризации – мы должны вернуть то, что задолжали государственным фондам. Пусть сегодня нам списали пени и штрафы, за несколько лет порядок исчислений изменился и сегодняшние 400 тысяч уже не столь катастрофичная сумма, как несколько лет назад, но и ее нужно вытащить из оборота хозяйства и заплатить.
На обеспечение жизнедеятельности артели нужны средства. Нам за свет приходится платить огромнейшие суммы – четыре рубля за киловатт, потребление большое, миллионы рублей уходят. Не зря же сижу в холодном кабинете, хоть тысячу в месяц, да сэкономим. Этого никто не хочет понимать – всем стало удобнее сидеть дома, получая пособие по безработице, чуть меньшее, чем колхозная зарплата, зато и утруждаться не нужно. Или уехать на месяц, подежурить в вагончике на точке, получить неплохие деньги, месяц дома и вновь на вахту. Это не каждый день с зарей вставать, спешить на ферму или в мастерские. Осталась горстка крестьян, с ними и выживаем. О каком расширении говорить можно. Последние не разбежались бы.

ДЕНЬ
СЕГОДНЯШНИЙ
В РАСТЕНИЕВОДСТВЕ жизнь периодами идет – то пусто, то густо. С весны до осени отработали и на три месяца на боковую можно. А с животноводством не побалуешь. Коров кормить, поить, доить нужно. Каждый день. И если о полевых работах можно пока забыть – поля убрали, зерно в закромах, корма заготовили, помощь труженикам хозяйства в вывозке сена и выдачи зерна оказали. То в животноводстве время самое хлопотное. Сенаж завезти в базы, сено – в пригоны. Тепловой режим в помещениях соблюдать, ведь сегодняшние условия заставляют содержать телят вместе со взрослым поголовьем в одном помещении, но так экономнее получается. Так что для малышей отдельные клетки соорудили, по схеме «пусто-занято» наполняют. Освободилась клетка – помыли, побелили, ждет следующих жителей. Для новорожденных – отдельные боксы. А для откормочного молодняка уже условия жестче – пригоны на улице.
Коров подразделяют на группы. Сухостой отдельно, новотельные коровы – забота одной доярки, после раздоя они перейдут в общие группы. В рационе – грубые корма, сенаж, концентраты. Кормов заготовили на нынешнюю зимовку в достатке. Вводят в основное стадо нетелей. На ферме Клушин не то что частый гость, зимой он оттуда практически не выезжает. Одно сломалось, второе. Заведующая МТФ женщина, ей одной сложно.
Специалистов в селе нет. И это стало серьезной проблемой для жителей. Теперь, чтобы справку на забой животных получить, ветврача из соседнего села или райцентра привозить приходится. И почему-то не срабатывает в этой ситуации система предоставления жилья, оказания помощи и прочее.
Пока в Кужебаре уповают только на районную ветеринарную службу. Для проведения профилактических обработок и в случае острой необходимости лечения животных специалисты едут из райцентра.
— Год нынче не из легких выдался. Впервые за 15 лет моей работы получили урожайность 11,7 ц/га, ниже некуда, — говорит Иван Павлович, — а что делать. Погода «помогла». Хорошо, что у нас с прошлого года еще запас зерна на складах лежал. И все одно обидно. Цена хорошая на зерно пошла, а у нас товара нет. Хотя стоимость потому и высока, что хлеба не уродились. Для нас опять неладно – людям беда – мука и хлеб дорожают. Молоко всегда стабильно дешево от предприятий закупается, откуда потом в магазинах такие ценники, просто диву даемся. Но мы давно сотрудничаем с перерабатывающим предприятием, и кредитуют они нас, и помогают. От добра добра не ищут — проверенный партнер.

ГОТОВЬ САНИ
ЛЕТОМ...
ХОТЬ и сетует председатель, а кредит за технику, что по весне брали, уже погасили. Как у рачительного хозяина, на будущее задел имеется. Семена засыпали в полном объеме. Весной сеяли овес элитный, осенью все до зернышка в склад дальний, на семена, ведь это первая репродукция, да и всхожесть, по предварительной проверке, — 94 процента. Пшеница классом пониже будет, но на качество тоже жаловаться не приходится. Условия для получения господдержки на гербициды и протравители выполнены. И посевные площади, возможно, увеличат. Не по своей воле нынче сеяли меньше – пахотные земли велено было под строительство железной дороги отдать.
Технику отремонтировали и на хранение поставили, по теплу агрегаты проверят и в поля. Ждать горючего не придется, который год запас делают загодя, вот и сегодня у Клушина об этом голова не болит – количество ГСМ, необходимое на проведение всего цикла полевых работ, уже залито в цистерны. И льготное топливо всегда выкупают, и по рыночным ценам приобретают, как только возможность предоставляется.
Не забыли летом и о животноводческих помещениях, пока скот на летних выпасах – базы отремонтировали, пригоны построили, вычистили, высушили, побелили. Ворота новые справили.
Работает своя пилорама. Лес готовили тоже своими силами, на ремонт материал необходим был. Но и эта отрасль развиваться пока не может. Лесосеки далеко, дорог нет, спецтехники тоже. Так что каждый ствол с боем. Не разбогатеешь. В сельском хозяйстве богатым стать очень сложно. Нет на предприятиях средств, необходимых для скорого и успешного развития. Но жить и сводить концы с концам можно, пример артели с ностальгическим именем показателен.
И как бы хорошо ни складывались дела, в речах руководителя всегда грустинка, сложно оказалось в таком большом селе найти единомышленников. Не всегда понимает он позицию своих односельчан, как и они не всегда воспринимают его положительно. Возможно, обывателю и неизвестно, как это жить без производства, без работы, порою проскальзывает в речах пренебрежение к сельхозпредприятию. Да только есть грустные показательные примеры. Весело ли сейчас в Черемушке, где не осталось совхоза? Не вспоминается ли добрым словом огромное предприятие в Ширыштыке или Курятах, что осталось Буланкам? Мелкие фермерские хозяйства, что концы с концами сводят и не всегда свои потребности обеспечить могут, не говоря уже о ветеранах-колхозниках или других жителях.

НЕ БОГАТСТВА РАДИ
НЕ НАЖИЛ руководитель верхнекужебарской артели высоких хором да «крутых» машин. Дом председателя ничем не отличается от соседних, в гараже пылится «жигуленок», главное богатство – две дочери, что выросли, выучились и уже самостоятельно работают, и супруга, что много лет рядом, добрая и понимающая. И отдыхать от суеты Клушин уезжает на рыбалку, когда более или менее утрясутся дела колхозные. Отправляется Иван Павлович вверх по Амылу, и не нужно ему никаких заморских красот – он свое, родное, любит. И не собирается менять на что-то иное.
— Спрашиваете, зачем мне это все, — усмехается Иван Павлович. — Где ответ найти. Может быть в моей трудовой книжке, где одна запись — «принят в члены колхоза имени Ленина»? Я родился здесь, вырос, на работу пришел. Василий Константинович Димитров учиться отправил, рассудив, что мне это в жизни пригодится. Окончил институт и все одно никуда от родного хозяйства не делся. Так что придумайте сами причину такой верности.
Что тут думать, земля держит. Та земля, что от дедов в наследство осталась, и оставить ее, значит, предать. А он, видимо, на такое не способен.
Елена ФИЛАТОВА.
Фото автора. (АП).
Просмотров: 536 | Добавил: zt-gazeta1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Январь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Copyright MyCorp © 2024 Конструктор сайтов - uCoz