ПО ТУ СТОРОНУ ПРИЛАВКА НЕ ЗНАЮ, как вас, а меня в детстве мир торговли завораживал. С упоением играли в магазин с подружками во дворе: камушки – крупа, песок — соль и сахар, конфетные фантики, баночки, скляночки. Нарисованные денежки и косточки стареньких теткиных счет. Все это было самым интересным развлечением. Профессия продавца тогда была престижна – время дефицита диктовало свои правила, ведь под прилавками магазинов было сказочное царство его величества товара. В мире давней мечты СЕГОДНЯ на прилавках есть все, что только может пожелать душа. Бери — не хочу. Разнообразие глаз радует. И профессия утратила былую славу, превратившись хоть и в востребованную, но отнюдь не самую престижную. Да и покупатель сейчас пошел привередливый – все ему не так, при таком выборе что же не покапризничать, сегодня за камбалой и колбасой не нужно в очереди часами стоять – навалом ее. Случается, граждане в магазин ходят настроение плохое поправить, ведь сегодня и продавец уже не тот, что раньше был, не «откатит» с верхнего этажа, стерпит, ему это по инструкции положено. Мы часто бываем недовольны обслуживанием, ворчим и негодуем, но все это взгляд с одной стороны прилавка, а вот что там, по ту сторону, — остается загадкой. И вот я решилась — на один день заглянуть в мир подсобки. На просьбу взять на одну смену продавцом согласилась В.В. Цецура, владелица магазина «Нива» в райцентре. Итак, понедельник, утро, я открываю дверь в пустой пока еще магазин и попадаю в мир давней мечты. Рядами коробки, баночки, рулончики. В холодильнике «развалились» колбасы, в другом – бутылки с напитками, на столе шоколад и множество всякой всячины. Мне выдают фартук — униформа обязательна. Внимательно изучаю должностные инструкции – обязанностей неожиданно много – продажа, приемка, маркировка, выкладка. И все это с искренней доброжелательностью к покупателю. Сразу же осмотр прилавков и витрин – там пусто, тут непорядок — устранить. Бананы — в уценку, помидоры, огурцы из холодного склада — на свет, бутылки расставить, пакеты разложить, и вот они – первые покупатели. Миг сбывающейся мечты – любезно улыбаюсь и спрашиваю, что подать. А за спиной холодок – вдруг что не так сделаю. Несу товар на весы (кстати, удобная вещь – набиваем цену товара, а они сами подсчитывают стоимость покупки), рассчитываю. Следующий… Длилось это недолго – пустые полки и подтоварка (это местность под прилавком) звали на иные подвиги. Коробки с бумагой, бутылки с маслом: одну на витрину, остальные вниз. А полочки – выше роста, даже с вытянутой рукой не достать. Чай, огурцы, помидоры, минералка… Шоколад – маркируем и втискиваем на полочки, чтобы и товар – лицом, и цена – на виду. Покупатели. Их нельзя задерживать, как только появились – улыбаемся и обслуживаем. Через час в полку продавцов прибыло, вместе с основным составом нас стало трое. Но привезли хлеб, да все поставщики разом, и рук вновь стало мало: каждую буханку – в пакет, все пересчитать, разложить. Потом отписать фактуры и занести в журналы по наименованиям изделий, количеству и стоимости. Пока расписывала, в торговом зале закончилась минералка, и вновь – коробки, пакеты, бутылки… Мне повезло. Из привередливых покупателей попались только двое. С одной из женщин выбирали игрушки в подарок малышам. Ситуация знакома – нужно дешево, сердито и интересно. Совместить все это в одном сложно, и как мы смогли убедиться – можно, но долго. Благо, с остальными покупателями занимались еще два продавца. А второй раз была закупка продуктов – вот тут я словно в зеркало смотрела: сама часто так за покупками хожу – хочу того, не знаю чего, а вернее, всего понемногу — сто граммов колбасы, и еще сто — другой, а теперь сырок, огурчик, конфеты, и еще чего-то там. В общем, полчаса метаний по магазину, и мы расстаемся довольные (надеюсь) друг другом. Чайник в подсобке ставили. И бутерброды были, но времени на чаепитие не осталось, лишь пару раз куснула хлеба с колбасой, и дальше – быстро, чтобы не было задержек – мы уважаем время покупателей. Крепких вам ножек УСТАЛА, набегалась, осталась голодной, но старательно улыбалась, удивляясь, откуда берут силы другие, а ведь еще и поговорить с клиентами успевают, пошутить, предложить, объяснить. Но зато исполнилась мечта – я рассмотрела, что там, под прилавком. Должна сказать, что там всего и много, просто глаза разбегаются, наверное, если как следует поискать в мире подтоварки, то можно найти все. Жаль, времени искать у меня не оказалось, и к окончанию смены вид был усталый, но накопилось большое количество впечатлений и выводов. Первый — вопрос «Как это на вкус?» раздражает, особенно, когда время за полдень, а у тебя во рту еще и маковой росинки не было, да и кто позволит надкусать каждую колбаску, чтобы ответить на столь коварный вопрос? Второй – идти в магазин за покупками все же лучше с подготовленным списком, чтобы не терять свое и не тратить чужое время, а заодно и деньги сэкономить. И третий – романтика в профессии продавца, может, и есть, но она меркнет перед усталостью – за семь часов я не присела ни разу – все время на ногах. Однако это научило меня уважать людей за прилавком. Тяжелая это работа, как выяснилось. Я обещаю быть хорошим покупателем, не вредничать. Приходить с добрым настроением и всегда благодарить за то, что на меня потрачено столько сил. Спасибо вам, продавцы, и с праздником. Крепких ножек вам, и нервов. Елена ФИЛАТОВА. |