Знамя труда
Среда, 24.04.2024, 16:40
Меню раздела сайта
Статистика
Яндекс.Метрика
Главная » 2012 » Апрель » 12 » страницы истории
04:23
страницы истории

МАЛАЯ АВИАЦИЯ
ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА
КРАСНОЯРСКИЙ край стал пилотной
площадкой, на которой будет
обкатываться федеральная
программа развития
региональной авиации.
По словам министра
промышленности края Дениса Пашкова,
главные задачи программы —
это восстановление самолётной авиации
и реконструкция посадочных площадок.
Для обновления парка правительство планирует закупить
10 самолётов марки Л-410 и 10 самолётов ATR-42 500/600. Первые Л-410 должны поступить в край в конце сентября
текущего года, а ATR-42 – ожидаются уже в апреле-мае.
Новые самолёты смогут заменить вертолёты,
которые сейчас в основном используются на севере края.
 
И удобно,
и быстро
А КОГДА-ТО гражданская авиация работала по всему Красноярскому краю, в том числе и в южных районах. По воспоминаниям каратузских старожилов, маломестные самолеты начали летать в наш район еще в конце шестидесятых годов прошлого века. Так называемый «Кукурузник» Ан-2 перевозил пассажиров и грузы из Абакана в Каратуз, а также Нижние Курята и Верхний Кужебар. В то время в эти населенные пункты можно было добраться только на тракторе или самолете. Второй способ, конечно, удобнее: если по земле до райцентра путешествовать приходилось полдня, то по воздуху — всего 15 минут.
В газете «Знамя труда» от 18 августа 1970 года в статье «Ждем прямых рейсов» поднят вопрос о том, когда жители Каратузского района смогут летать на многоместных самолетах сразу до Красноярска, а не через Абакан? Начальник авиапосадочной площадки Николай Иванович Середкин дал ответ, что «место для площадки, конечно, неплохое, но для больших самолетов не годится. Строительство новой порядочно затянулось. Правда, помещение почти готово». Кроме того он рассказал об удобствах нового зала ожиданий. А из вопроса корреспондента: «Когда по зеленой беговой дорожке побежит многоместный ИЛ-14» ясно, что посадочная полоса представляла собой обычное поле.
В социалистических обязательствах трудящихся Каратузского района на 1978 год, которые были напечатаны в районной газете, в разделе «По строительству» записано: «Обеспечить досрочный ввод в эксплуатацию …взлетно-посадочной полосы в с. Каратузское».
Вот что рассказывает Г.М. Полыгалов, в то время председатель исполкома райсовета:
— Из Каратузского в Красноярск курсировал небольшой АН-2, перелет длился около полутора часов. Причем этот летательный аппарат был очень зависим от погодных условий: ветер, дождь, снег, гроза – и рейс уже выполняться не мог. А вот ЯК-40, вмещавший 40 пассажиров, доставлял их в краевой центр всего за 40 минут, но ему требовалась прочная взлетно-посадочная полоса.
В те годы управление гражданской авиации Красноярскогокрая возглавлял А.Т. Халин, благодаря которому родился план глобального развития авиации в нашем регионе.
Григорий Михайлович пригласил руководителей и специалистов из краевого управления авиации и абаканского аэропорта — в район прибыло около 25 человек, чтобы оценить наши потребности в асфальтированной взлетно-посадочной полосе, по которой легко мог разбегаться ЯК-40. Визит оказался плодотворным, были выделены капиталовложения, разработана проектно-сметная документация, процесс пошел.

Народная
стройка
— СТРОИТЕЛЬСТВО велось методом народной стройки, — вспоминает Г.М. Полыгалов. — Район взял обязательства своими силами построить альфальтобетонную взлетную полосу, длиной 1600 метров, шириной – 10 метров. Начали с того, что убрали с этой площади 40 см грунта.
Чтобы завезти гравий, требовалось большое количество техники, и выход нашли: исполком объявил учение по гражданской обороне «Восстановление взлетно-посадочной полосы после удара противника». Привлекли все силы: самосвалы и погрузочные средства со всех предприятий и организаций района, по два водителя на каждую единицу техники. Объездной дороги вокруг Каратуза тогда еще не было, поэтому самосвалы шли по улицам Ленина, Кравченко, Куйбышева и Хлебной. Сотрудники ГАИ около моста через Каратузку и гостиницы «Амыл» обеспечивали беспрепятственное продвижение техники от карьера в аэропорт.
Конечно, за одни сутки весь объем работ сделать невозможно, поэтому разработали условия социалистических соревнований, согласно которым руководитель и водители коллектива, вывезшего больше других гравия, получали премию.
Вот что пишет «Знамя труда» от 18 марта 1978 года в информации «Награды победителям»: «Закончена в основном отсыпка взлетно-посадочной полосы каратузского аэропорта. Подведены итоги соревнования хозяйств по вывозке гравия. Выполнили условия соревнования, доставили на строящийся объект наибольшее количество гравия три коллектива: колхозы имени Кирова, имени Ленина и производственно-дорожный участок № 2417».
В летний период коллектив ДПМК начал укладывать асфальтобетон. Вот как районная газета от 19.08.1979 года отразила этот факт: (пишет О. Молчанов, начальник каратузского аэропорта) «… Наш Каратузский аэропорт небольшой, но как здорово он помогает: ведь удобно за полтора часа (а то и быстрее) оказаться в краевом центре. Зимой на реактивном самолете ЯК-40, летом на ветеране нашей авиации маленьком АН-2. Этот же самолет за 15 минут может доставить пассажиров в Нижние Курята и Верхний Кужебар. В скором времени будет построен аэропорт в с. Моторском.
Сейчас идет строительство взлетно-посадочной полосы. Уложено 300 метров первого слоя асфальта.
…За семь месяцев текущего года обслужено 2594 пассажира. Хорошо трудится весь коллектив: В. Аверкин, Н. Цыганков, П.П. Поносова, А.С. Тюкова, А. Зайцев, Ф.Н. Уткин.»
В октябре 1979 года, когда полоса была почти готова, оставалось доделать только площадки, где самолеты разворачивались. Хотели сделать жителям района подарок к годовщине октябрьской революции. Асфальтовый завод работал в круглосуточном режиме. Однако подвела погода: пошел снег, а в таких условиях класть асфальтобетон нет смысла. Завершение работ на взлетно-посадочной полосе отложили до будущей весны.
И наконец этот день настал. «В четверг, 24 июля, была создана взлетно-посадочная полоса в каратузском аэропорту, — пишет «ЗТ» от 26 июля 1980 года («Полеты будут регулярными»). — ЯК-40 не новинка для жителей района, но ранее он летал в райцентр только в зимнее время, когда морозы сковывали землю, как бетон. Летом же реактивный самолет на земляную дорожку садиться не мог, потому что за 3-5 рейсов разбил бы её струями выхлопных газов. И вот теперь он будет доставлять пассажиров в Красноярск и обратно в любое время года и практически в любую погоду».
А в газете от 20 июля того же года был напечатан большой фоторепортаж на трех страницах о сдаче в эксплуатацию взлетно-посадочной полосы: «…Теперь не только самолеты АН-2, но и реактивные ЯК-40 и АН-24 могут приземляться круглогодично в любую погоду. …Большой объем работ пришлось сделать минусинской ДПМК, каратузскому ДРСУ, водителям районной «Трансельхозтехники», коллективам многих других предприятий и организаций, принявших активное участие в строительстве взлетно-посадочной полосы.
…Авиаторы преподнесли приятный сюрприз ребятам, строителям и представителям общественности райцентра. Три рейса воздушных прогулок сделали пилоты прибывшего корабля».

Наземный
штурман
С 1988 по 1993 год начальником каратузского аэродрома был В.А. Муревский. После окончания школы высшей летной подготовки, сначала в г. Красноярске, затем в г. Ульяновске, Владимир Арнольдович в 1985 году приехал в родной район диспетчером по управлению воздушным движением (УВД), или наземным штурманом. В составе коллектива каратузского аэропорта числились начальник (О.И. Молчанов) с правом УВД, два диспетчера (В.В. Островский и В.А. Муревский), радиотехник ( А. Браузман и П. Иванов), водитель (М.П. Поносов) и кассир (Т.Ю. Рыжкова). Диспетчер тогда был, можно сказать, бог и царь – он помогал вести самолет в течение всего полета, даже решения о взлете, посадке или в каких-то сложных ситуациях принимал наземный штурман, а не пилот. В общем, ответственность очень большая. Строго следили и за состоянием взлетно-посадочной полосы, особенно после зимы, чтобы не было никаких трещин, провалов. Ведь малейшая неровность могла привести к беде.
— ЯК-40 и Л-410 ежедневно делали рейс на Красноярск и Абакан, — вспоминает В.А. Муревский. — В период заготовки папоротника даже были коммерческие рейсы из Дудинки. По-прежнему совершали перелеты в Нижние Курята и Верхний Кужебар, особенно возникала такая потребность в весеннюю и осеннюю распутицу. В это время делали столько вылетов, сколько требовалось для перевозки всех желающих.
Авиация в те годы была востребована, хотя и нерентабельна. До 12 тысяч пассажиров в год улетало и приземлялось на каратузском аэродроме. Многие ровесники В.А. Муревского стали пилотами. Они работали в абаканском авиаотряде и летали в родной район.
Когда началась перестройка, цены на бензин и билеты росли, а поток пассажиров постепенно уменьшался. Когда в лихие 90-ые людям перестали платить зарплаты, то воздушные пассажироперевозки практически стали не востребованы. В апреле 1992 года были последние рейсы в Каратузское. Еще почти год аэродром простоял как запасная площадка, а в 1993 году его закрыли.

20 ЛЕТ не летают в наш район самолеты. По большому счету, для перевозки пассажиров в Абакан и краевой центр они теперь и не нужны. Сейчас у нас хорошие автотрассы, и по ним мы достаточно быстро добираемся до нужного пункта. Кроме того есть железная дорога. А вот где действительно не справиться без малой авиации, так это при тушении лесных пожаров, обработке сельхозугодий и в медицине, благо, санитарный транспорт к нам периодически прилетает. Будем надеяться, что в программу развития малой авиации в Красноярском крае попадут и южные районы.
Татьяна МЕНЬШИКОВА. (АП).

КОСМОНАВТ В.И. СЕВАСТЬЯНОВ
НА КАРАТУЗСКОЙ ЗЕМЛЕ
ВЕСЬ 2011 год в клубе «Краевед» каратузской детской библиотеки был наполнен мероприятиями, посвященными космосу и космонавтам.
ОТ Л.И. АЛАВЕРДЯН я узнал, что в нашем селе, в отдаленном уголке Красноярского края, побывал космонавт Севастьянов. Людмила Ивановна рассказала, что был он недолго, но много каратузцев пришли на встречу с ним, чтобы посмотреть на покорителя космоса своими глазами.
В газете «Знамя труда» от 17 ноября 1999 года вышла заметка «Гость каратузской земли». В ней рассказывалось, что в субботу 13 ноября в центре культуры «Спутник» собрались все желающие встретиться с настоящим космонавтом, совершившим космические полеты в 1970 и 1975 годах. В этот день в клуб пришло столько народа, что, как говорится, и яблоку негде было упасть. Вопросов задавали много: о космосе, кораблях, космонавтах. Был вопрос и о погоде в далеком неведомом пространстве. Задал его старенький дедушка, чем сначала смутил гостя. Но потом Севастьянов объяснил всем любопытствующим, как в космосе помогают узнавать погоду на Земле.
В. ФИЛИППОВ, 10 «а» класс каратузской школы.
Прикрепления: Картинка 1
Просмотров: 1102 | Добавил: zt-gazeta1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Copyright MyCorp © 2024 Конструктор сайтов - uCoz