ДОРОГА В БУДУЩЕЕ ВО ВРЕМЯ «прямой линии» с и.о. начальника управления образования Т.Г. Серегиной был задан вопрос о предпрофильной подготовке учащихся и организации профильных групп в каратузской школе. Куратором предпрофильной подготовки школьников является педагог МБОУ «КаратузскаяСОШ» С.И. Глушенкова. С ней мы и беседуем об этом: — СВЕТЛАНА Ивановна, когда начинается предпрофильная подготовка школьников? — Переход на профильное обучение в старшей школе предусматривает изменение системы работы в основном звене, так как от правильного выбора профиля обучения во многом зависит профессиональное будущее старшеклассников. Возраст 13-15 лет — это возраст самоопределения. Соответственно, особую важность приобретают задачи предпрофильной подготовки учащихся 7-9 классов. — Сколько этапов включает предпрофильная подготовка? — Она состоит из трех этапов: ознакомительного, пропедевтического и основного. На ознакомительном этапе проходит предварительная диагностика интересов, склонностей, способностей учеников 7-ых классов. Идет изучение личности ребенка, его профессиональных предпочтений. В течение учебного года каждый школьник пытается «примерить» на себя ту или иную профессию. Восьмиклассники на подготовительном этапе расширяют, углубляют знания о мире профессий, знакомятся с их достижениями в процессе экскурсий на предприятия с.Каратузского, г. Минусинска и Абакана. Основной этап предпрофильной подготовки проходит в 9-ом классе. Учителя предметники, классные руководители, психолог проводят информационную работу, чтобы расширить знания учащихся о профессиях, а также для изучения личностных особенностей учащихся и оценки их профессиональных возможностей. Кроме того ведут элективные курсы, основанные на осознанном выборе учащимися предметов, областей, необходимых в дальнейшем обучении, в будущей профессиональной деятельности. На предметно-ориентированных (элективных) курсах по выбору происходит углубление знаний в определенной области, расширение программы базового курса. Курсы по выбору позволяют ребятам попробовать на себе различные виды деятельности по разным предметам. — Как ученики выбирают курсы, которые хотят посещать? — Ежегодно в школе проводятся конференции — презентации курсов по выбору. Например, 29 сентября 2011 года была организована конференция по презентации элективных курсов для учащихся 9-ых классов. Педагоги представили 27 курсов для выбора. Каждый девятиклассник должен был выбрать не менее 6 курсов, которые рассчитаны на 4-6 недель, по два часа в день. Через пять дней провели анкетирование для составления списка курсов. По наибольшему количеству ребят (10 и более), выбравших курсы, были определены 25 курсов предпрофильной подготовки в 2011-2012 учебном году. Курсы по выбору проводятся в основном по субботам, согласно скользящему расписанию. В школе разработан образец зачетной книжки, в которую педагоги после выполнения итогового задания заносят отметку о прохождении данного курса. — Когда и по какому принципу организуются профильные группы? — Они организуются на третьей ступени обучения (10-11 классы) с учетом желания выпускников основной школы, родителей или лиц, их замещающих, и успешного прохождения государственной итоговой аттестации (ГИА) по выбранному предмету. Подготовка учащихся реализуется через введение профильных предметов за счет школьного компонента учебного плана, элективных курсов и проектно-исследовательской деятельности. Например, если на базовом уровне в 10-ом классе на химию, биологию и русский язык выделяется один час в неделю, то на профильном — три часа, на физику — пять вместо двух на базовом уровне. На основе учебного плана для каждого ученика составляется индивидуальный учебный план (ИУП) — не менее 32 и не более 36 часов в неделю. — Каков порядок приема? — Набор в профильную группу осуществляется в период с 1 июня по 30 августа. В такие группы принимаются учащиеся, успешно сдавшие ГИА по выбранному предмету, а также не имеющих медицинских противопоказаний к занятиям интенсивным интеллектуальным трудом на программном материале повышенного уровня сложности. Оценивается портфолио ребенка. Прием производится по заявлению родителей (законных представителей) из числа детей, проявивших склонности к изучению отдельных предметов. Комплектование осуществляется из выпускников 9-ых классов независимо от места их жительства. — У кого есть преимущественное право при зачислении? — Преимущественным правом зачисления пользуются выпускники 9-ых классов, получившие аттестат особого образца, победители районных, региональных и всероссийских олимпиад и конференций, обладатели похвальных грамот «За особые успехи в изучении отдельных предметов». — А если в профильную группу подано много или, наоборот, недостаточное количество заявлений? — Если количество поданных заявлений превышает количество мест в группе, прием выпускников 9-ых классов осуществляется на основании рейтинга (итоги ГИА по выбранному предмету), портфолио учащегося. Если же заявлений не хватает для образования группы, то она не открывается, а ученики могут посещать элективные курсы по выбранному предмету. При поступлении в профильную группу учащиеся и их родители (законные представители) должны быть ознакомлены со всеми документами, регламентирующими образовательный процесс в профильных группах, и получить консультацию по механизму формирования индивидуального учебного плана. — Возможен ли переход из одной предметной группы в другую? — Такие переходы возможны в тех случаях, когда выбор изучения предмета был сделан неправильно или возникла необходимость изучения на повышенном уровне других предметов в связи с изменением жизненных планов. Для перехода в учебном плане выделено особое время – так называемый «день профильника». Сроки проведения таких дней: четвертая пятница сентября и декабря, третья пятница мая. — Что необходимо для данного перехода? — Переход в другую группу осуществляется при условии: — письменного ходатайства родителей (законных представителей); — наличия рекомендаций учителя, преподающего выбранный предмет на более высоком уровне; — отсутствия академических задолженностей за прошедший период обучения; — самостоятельной сдачи зачетов по ликвидации пробелов в знаниях по выбранным предметам (если они есть). Переходы возможны не только в рамках предметных групп, но и в рамках элективных курсов. — Могут ли ученика отчислить из профильной группы? — Если у школьника имеется академическая задолженность за прошедший период обучения, в установленные сроки не сданы зачеты по ликвидации пробелов в знаниях по выбранным предметам, то он может быть отчислен из группы. Отчисление оформляется приказом директора школы на основании решения педагогического совета и доводится до сведения родителей. — Какие профили выбирают нынешние девятиклассники? — Ориентировочно (по предварительному анкетированию учащихся), на следующий учебный год в школе планируется открыть профильные группы по русскому языку, физике, биологии, химии, обществознанию, математике. СЛОВАРИК «ЗТ» ПРОПЕДЕВТИКА — предварительный круг знаний о чем-нибудь. Пропедевтический — предварительный, подготовительный. ПОРТФОЛИО — индивидуальный «портфель» образовательных достижений — результаты районных, краевых олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы. Оно выполняет роль индивидуальной накопительной оценки и, наряду с результатами экзаменов, определяет рейтинг выпускника основной школы. В педагогической литературе – коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению. ЭЛЕКТИВНЫЕ курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Они как бы «компенсируют» возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении образовательных потребностей старшеклассников. Татьяна МЕНЬШИКОВА. Фото из архива «ЗТ».
|