Знамя труда
Суббота, 27.04.2024, 04:10
Меню раздела сайта
Статистика
Яндекс.Метрика
Главная » 2011 » Декабрь » 7 » наши интервью
05:30
наши интервью

«СЕЛЬСКИЕ»
СПЕЦИАЛИСТЫ
КАК-ТО уже привычно звучат слова о том, что молодежь не едет на село, потому что мизерные зарплаты, нет квартир, нет мест для проведения досуга. Да и «журавлиные стаи» в городском небе появляются чаще. По крайней мере, так всем кажется. Вот и остаются наши агрономы, механики и зоотехники в городских дебрях в ожидании богатств и беззаботного счастья.
Но исключения есть. Два молодых специалиста трудятся в ООО «Виктория». Выпускники аграрного университета приехали в село. И, кажется, уезжать не собираются. А почему? Об этом мы говорили с Константином Золототрубовым, инженером по техобслуживанию и эксплуатации машин и агрегатов ООО «Виктория».
НИЖНЕКУЖЕБАРСКОЕ сельхозпредприятие является семейным бизнесом Золототрубовых. И Константин, конечно, не рядовой работник, он — совладелец, руководитель.
Вот о том, чем он занимается в хозяйстве, мы и поинтересовались.
— Константин, что входит в круг ваших обязанностей?
— Честно признаюсь, коров не доил ни разу. А все остальное — моё. Тракторист, комбайнер, водитель, слесарь-ремонтник, оператор на переборке картофеля. К тому же плановик, агроном, технолог, разнорабочий. Если хотите, то еще и вальщик леса, ведь в этом году нам выделили лесосеку, так что и здесь будет, куда руки приложить.
— Не много на одного?
— Много. Но вариантов нет. С кадрами просто беда. И дело не всегда только в желании работать. Скажем так, даже в нашем ПУ-82 механизаторов необходимого нам уровня не готовят. Посмотрите, на чем там ребята практикуются — старенькие трактора и комбайны. Та техника, которую мы приобрели в хозяйство, совсем иной категории. Современные агрегаты и комплексы тоже требуют определенных знаний.
На сегодняшний день наше хозяйство является частным предприятием, следовательно, и всякая железяка — моя собственная. А у иных менталитет остался общественным. Сломал одно — проблема не моя, а начальника — пусть ремонтирует, оплачивая из собственного кармана. И согласитесь, трактор за несколько миллионов лучше беречь, чем ремонтировать.
Приведу пример. Купили новый комбайн. Я на нем три сезона хлеб убирал. Получался результат выше, чем у остальных тружеников. Ага, сказали они, у сыночка техника новая, потому он и молодец. Попробовал бы на старом. Никто не хотел замечать, что при малейшей проблеме в работе я сразу искал причину и ремонтировал. Не допускал, пока техника в разгар уборки встанет посреди поля. Решили в этом году дать возможность отработать и получить высокий результат другим механизаторам. Взялись. Ремонт, еще ремонт, и еще раз… закончили тем, что снесли комбайном ворота. Утром за штурвал сел отец. Вот и вся истина.
Не хотелось бы рассуждать на эту тему далее. У нас неплохой коллектив, есть те, кто работает с нами годами, есть временные сотрудники. Мне нужно получить качественный продукт в оптимальные сроки и с минимальными затратами. То есть мне проще сделать самому все, что в моих силах. Плюс к этому небольшая горстка единомышленников.
— Сколько длится рабочий день?
— Не кривя душой, пока есть занятие. А в сезон — от темна до темна. Восьмичасовой день — это иллюзия для лентяев. Разве в селе рабочий день может закончиться в пять вечера? А если солнце высоко, поле бескрайнее и неубранное? Бросить комбайн в полосе и отправиться отдыхать? Но это мое поле, это мои деньги. И чем быстрее и лучше я сделаю, тем выше будет результат. Думаете, расхожая поговорка «как потопаешь, так и полопаешь» неверна? Скорее, она не слишком актуальна для большинства. Конечно, кто-то может сказать, что «полопать» в сельском хозяйстве хорошо не получается. Зарплаты маленькие. Едва ли кто-то из наших работников может оспорить то, что вкалываю я не меньше всех остальных, если не больше.
— Вы затронули, пожалуй, самую большую проблему в селе — оплату труда. В сельхозпредприятиях платят мало.
— Да. И с этим не спорю. Зарплаты невелики. Но нужно понимать и иное. Просить повышения зарплаты, не повышая качества труда, по меньшей мере, невежливо. О какой зарплате можно говорить, если (вернусь к новому комбайну) в ворота въехать не можем? И причина отнюдь не в усталости. Некоторые сотрудники работают у нас не первый сезон, и раз они к нам возвращаются, значит, их все устраивает.
Нужно понимать и иную сторону вопроса. Чтобы предприятие могло работать, необходимы серьезные капиталовложения. Купить технику, семена, удобрения. Оборотных средств в хозяйствах недостаточно. Так что и нам остается один выход — кредитование.
— Но, вроде бы, для сельхозников кредиты льготные?
— И это верно. Но при соблюдении определенных условий. Льготами по государственным программам можно воспользоваться, если покупать отечественную технику. Я понимаю, государство озабочено поддержкой своего производителя, а не сельхозпредприятий. Но если завод-изготовитель не озадачен качеством товара, то и вопрос исчерпан.
Мы взяли импортный трактор, который не прошел у нас по программам, взяли и «Беларусь». На покупку второго оформили льготный кредит, возмещения ждали полгода. И. честно признаться, сам не стал бы с этим связываться. Количество бумаг, которое нужно собрать для получения субсидий, просто запредельно. Если бы не мама, которая ведает у нас всеми этими «заморочками», мы просто физически не могли бы этого сделать. Да и начисленная субсидия не оправдывает затрат, которые требует этот «новенький» тракторок — он сыплется на ходу, не успеваем чинить. Так что нужно еще сто раз подумать — что будет проще и выгоднее.
— Вы заметили, что у вас в семье каждый отвечает за определенные виды организации работы. Кто за что?
— Глава, бесспорно, — отец, Юрий Викторович. Он в ответе за все сразу. В качестве референта, бухгалтера, контролера — мама. На ее долю выпадает самое страшное — бюрократические «войны». Оформление земли, кредитов и прочее, прочее…
А я — то ли помощник, то ли инициативная половина, которая несколько бесцеремонно требует признания своего мнения. Со своими задумками ехал еще из города. Интересное предложение однажды озвучил один из моих педагогов — растить картофель и овощи в целом. Быстрая окупаемость, не самые трудоемкие технологии выращивания и неплохая стоимость продукции. Вот с этими расчетами и пришел в «Викторию».
— А планирование работы проходит за общим столом?
— Да, и не без споров и дискуссий. Покричим, посчитаем, подумаем — результат должен быть общим.
Не так легко было уговорить отца на новые технологии. Но ведь смогли. И получили. Наш овощной комплекс на сегодняшний день пока еще редкость. Но мы разделили сферы. Он в ответе за зерновые, я — за картофель. Год закончим, посчитаем.
— Что–то еще новое планируете?
— Обязательно. Овощехранилище расширить и довести его до определенного технологического уровня. Буду искать покупателей на овощи — морковь, свеклу. Хочу в следующем году попробовать в малых объемах и их выращивать. Картофельный клин планирую увеличить. Худо или бедно, а реализовать продукцию мы смогли, хоть и цена оказалась невелика, производство оправдалось. Оставим немного товара на весну, а там посмотрим. Вообще мне нравится придумывать и рассчитывать что-то новое. Так что сказать со стопроцентной уверенностью о том, что будет на следующий год, не могу. Но что-нибудь придумаю.
— Костя, вы приехали в район как молодой специалист. Есть множество программ поддержки для молодежи на селе – зарплата, жилье. Заявку подали?
— В части зарплаты, то, как и положено, начисляется определенный процент дополнительных выплат. Кроме того, получил «подъемные». Долго рассуждал, как потратить, чтобы после не пожалеть. Принял решение — закупил восемь сортов картофеля и посадил. Первый урожай товарного картофеля и семян уже собрал.
Что касается жилья, то в эту программу я и соваться не стал. Вернее, посмотрел на тот бесконечный список бумаг, справок и прочего, почитал условия участия и решил — мне это не нужно. Носиться с бумажками, доказывать, что ты не слон, а потом еще и терпеливо ждать пока тебе, с малой долей вероятности, перепадет эта государственная «халява». Ну уж нет, не для меня это. Не приучен я просить у кого-то подачек. Сам заработаю и куплю.
— С таким честолюбием и работоспособностью вы вполне бы могли сделать карьеру в городе. Там проще, по крайней мере, поколение молодых так считает. А почему вы здесь?
— Я пробовал жить в городе. И могу с уверенностью сказать, что это не по мне. Живу по собственно выведенной истине — хочешь наработаться — езжай в город. А хочешь заработать — живи в селе. Город дает множество возможностей. Я учился и работал. Смена — сутки через одни. Зарплата в пределах 22 тысяч рублей. Из них 10 — за съемную квартиру, пять — платежи. Плюсом туда же транспортные расходы и продукты питания. В итоге — ноль. Ни о каких накоплениях речи и быть не может. Можно взять кредит и купить квартиру, тогда в ближайшие четверть века стоит забыть обо всех благах человечества, потому как ежемесячно в банк нужно уносить львиную долю заработанного. Кроме того, карьерный рост возможен, но не обязателен, или шагание по ступенькам растянется на долгие годы, а, следовательно, потерянного времени станет очень много.
Здесь есть, пусть пока родительский дом (съемное жилье в селе тоже в разы дешевле обходится). У меня значительно ниже траты на продукты — огород, подворье позволяют сэкономить. И даже организация собственного досуга, если на это будет время, стоит гораздо дешевле. Получая практически те же деньги в деревне, могу себе позволить часть из них направить на накопления. Я пока вкладываю в развитие предприятия.
Для меня тоже немаловажно и то, что здесь я — Константин Юрьевич, специалист с высшим образованием и определенным статусом. А там кто? Костик, коих в городе тысячи. Многие мои сокурсники сегодня — кассиры на автозаправках, менеджеры по продажам в магазинах. Это статус? А зачем учиться? Ну и идти сразу в обслугу — подай-принеси.
— Но ведь и у вашей семьи были торговые точки, как ни крути, а перепродажа товаров — бизнес полегче, по сравнению с сельским производством.
— Наверное. Но вот как-то не мое это — бегать с коробками и баночками. К тому же конкуренция здесь стала просто страшной. Скоро в райцентре на десяток покупателей будет по магазину, мы тут просто посчитали – уже сегодня на каждый магазин в Каратузе приходится по 80 покупателей. Лезть в эту кашу и ломать голову над тем, как обскакать коллегу? А зачем? В нашем бизнесе конкуренции почти нет. Вокруг столько земель, что работы на всех хватит, было бы желание. Я на своем месте. Вижу, как растет брошенное мною в пашню зерно, зреет, и оно накормит многих. А значит, не зря мы возвращались домой с работы усталые ближе к полуночи. Я знаю, что каждый свой рубль я заработал. Так что молодым специалистам, что ищут лучшей доли в призрачных городах, посоветую только одно — есть село, место, где мы все необходимы. Возвращайтесь домой.
Беседовала
Елена ФИЛАТОВА.
(АП).


Просмотров: 546 | Добавил: zt-gazeta1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Copyright MyCorp © 2024 Конструктор сайтов - uCoz