Знамя труда
Пятница, 29.03.2024, 07:41
Меню раздела сайта
Статистика
Яндекс.Метрика
Главная » 2010 » Ноябрь » 13 » не хлебом единым
07:09
не хлебом единым

КРЕСТ НА МЕСТЕ ХРАМА
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:
ДО РЕВОЛЮЦИИ иконы на Спасской и Никольской башнях были особо почитаемы народом. Икона святителя Николая
(«Никола Можайский») на Никольской башне Московского Кремля датируется концом XV – началом XVI века. Последнее
упоминание об иконах на Спасской и Никольской башнях относится к 30-м годам XX века, когда было принято решение о
консервации образов — сокрытии под оштукатуренной сеткой.
Долгое время считалось, что все иконы, располагавшиеся на кремлевских башнях, полностью утрачены. В 2007 году с
инициативой восстановления надвратных икон на башнях Московского Кремля выступил Фонд Андрея Первозванного. 29
июня 2010 года начались реставрационные работы на Спасской башне, 5 июля — на Никольской.
4 НОЯБРЯ 2010 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства Святейший Патриарх
Московский и всея Руси Кирилл совершил чин освящения
отреставрированной надвратной иконы Николы Можайского на Никольской башне Московского Кремля.
«СЕГОДНЯ Отечество наше нуждается в единстве народа и в способности людей к солидарному действию. Самые
замечательные проекты, самые замечательные идеи и самые правильные законы не способны объединить людей.
Нужна идея, понятная и доходчивая для всех, захватывающая каждого человека, чтобы ради достижения этой идеи мы
протягивали друг другу руки, чтобы ради достижения этих идей преодолевались все наши человеческие противоречия
— культурные, национальные, религиозные, мировоззренческие», — сказал Предстоятель Русской Церкви.
В День народного единства и праздник Казанской иконы Божией Матери в нашем районе тоже произошло важное
для людей событие. 4-го ноября иерей Виктор освятил поклонный крест в с.Качульке. Символично, что в День
народного единства жители села собрались у поклонного креста, чтобы помолиться вместе с батюшкой и поклониться
кресту, который установлен как раз на том месте, где располагался престол молитвенного дома.
Глава Качульского сельсовета В.А.Деев рассказал, что идея восстановления на месте старого храма хоть какой-то
святыни родилась у жителей Качульки еще несколько лет назад. Участвуя в предвыборной кампании, Владимир
Алексеевич включил это мероприятие отдельным пунктом в свою программу кандидата в главы села. И вот, наконец,
благодаря усилиям многих качулян эта идея воплощена в жизнь.
— Когда мы начали бульдозером расчищать место, где располагался храм, — рассказывает В.А. Деев, — то сразу
наткнулись на фундамент и каменную тумбу. Как оказалось, это было место, где располагался престол. Тумба 90 на 90
сантиметров, на которую впоследствии устанавливают святая святых храма — престол, закладывается в первую
очередь, освящается, и только потом начинают возводить само здание церкви.
В архиве редакции нам удалось найти очень мало сведений о храме в с.Качульке. Деревня Качульская в конце19 века
входила в Сагайский Богородице-Смоленский приход. В ней был молитвенный дом во имя св.Николая («У истоков жизни»
«ЗТ» №77 от 24.09.2010). По рассказам качульских старожилов, после революции в здании молитвенного дома было
зернохранилище, позже сельский клуб.
В приложении «Знамени труда» «Амыльских перекатах» (Качулька) за декабрь 2000 года написано: «Анна Давыдовна
Кононова помнит их небольшую церквушку, возведенную в центре села. Она и сейчас будто слышит звон её колоколов,
некогда разносившихся по округе. Она рассказывает, что когда рушили церковь, топтали брошенные наземь иконы, в
душах сельчан словно что-то надорвалось, словно что-то очень важное в их жизни ушло безвозвратно…
Стоит в доме Акуловых, в красном углу, огромная старинная икона Николая Угодника. Эту икону, которая когда-то
принадлежала качульской церкви, спасла от осквернения и надругательства одна старушка. Бережно хранила она её
долгие годы, оберегая от чужих глаз… Позднее старушка подарила икону матери Анны Гавриловны, а потом по
наследству перешла она к дочери.»

А ВОТ эти сведения о Качульском Николаевском приходе прислал наш постоянный автор Руслан Кравченко:
До 1886 года село Качульское входило в состав Курагинского прихода. С 1886 года, с открытием прихода Сагайской
Богородице-Смоленской церкви, село Качульское было причислено к этому приходу. Самостоятельный же Качульский
Николаевский приход открыт в 1915 году, выделившись из Сагайского прихода, и состоял из одного села Качульского.
6 августа 1915 года в Качульский приход временно на вакантную должность определён первый священник: диакон
Градо-Красноярской Покровской церкви Александров Константин Алексеевич. На службе в Качульке он пробыл недолго,
вернувшись через два месяца к месту постоянного служения в город Красноярск.
15 октября 1915 года священником Качульского Николаевского прихода назначен Горлачев Давид Степанович, диакон
Могилевской епархии.
15 декабря 1915 года временно исполняющим обязанности псаломщика назначили диакона из беженцев другой
епархии Добровольского Павла, 4 августа 1916 года он возвратился на место своего постоянного служения.
С 1916 года должность псаломщика исполнял Прокопий Рыжнов, уволенный от должности 5 мая 1919 года.
В 1918 году в Сибири началось партизанское движение – борьба против Колчака и его режима. Это явление не
обошло стороной и Каратузский район. «Большую роль в деле возбуждения населения против существующего
правительства сыграли казаки Енисейского полка, со стороны которых были случаи грабежей, а также насилия над
женщинами. Что же касается порки направо и налево, то о ней говорить не приходится. Все это совершалось и
совершается с ведома казачьих офицеров. … постоянное пьянство и дебоши с пусканием в ход оружия»(1).
Во время крестьянского восстания в Минусинском уезде в 1918 году в числе многочисленных жертв оказались
каратузский священник Михаил Тимофеевич Щербаков и его жена Анна Константиновна. Епархиальная летопись тех
лет засвидетельствовала и другие моменты насилия над духовенством и мародерства. Так, например:
«Священник Николаевской церкви села Качульского Минусинского уезда рапортом своим от 17 июля с.г. за № 60
просит объявить в «Епархиальных Ведомостях», что 30 июня н.ст. 1919 г. во время занятия с. Качульского бандами
красных похищена каучуковая печать с церковью и вокруг нее надпись: «Николаевская церковь с. Качульского, Мин. у.,
Енис. епархии» и штемпель с надписью «священник»…» (2).
В 1924 году в Каратузе на «добровольных» началах начинает издаваться рукописная газета «Сельская жизнь»
Каратузского волкома РКП(б) и волисполкома. Ответственным редактором газеты был Еремеев. Газета издавалась для
того, чтобы: «заинтересовать отсталые массы волости в общественной жизни, выявлять все недочеты в работе наших,
разного рода, учреждений местного характера, вести борьбу с преступностью, вести работу по кооперированию
населения и т.д. и т.п.» (3). Уже в первых номерах газеты появляются заметки относительно передачи храмов под
клубы, материалы, дискредитирующие священнослужителей. Так, например, в № 12 от 14 марта 1924 года П. Рузанов в
рубрике «Письма из деревни» пишет:
Косарь
Есть село Качулька,
Под тайгой вдали.
В нём живёт святейший
Поп — отец Давид.
Славный и смиренный,
Просто благодать,
И за требы много
Не стремится брать.
Берет чем попало:
Куриц и гусят,
Масло, яйца и сало,
Телят и поросят.
Требы исполняет,
Чтит «святых богов»,
Сирот он «жалеет»
И молоденьких вдов.
Хоронит чуть не даром,
Недавно я узнал,
С Симонова, сена –
Одиннадцать возов взял.
То же — за венчанья.
Пока не скажу.
Подробности узнаю
И снова напишу. (4)
11 июня 1934 года в Каратузском райисполкоме зарегистрировался как имеющий назначение от архиепископа
Ачинского и Минусинского Дионисия от 18.04.1934 г. для службы в Качульской церкви священник Кузнецов Александр
Георгиевич (5).
По состоянию на 25 марта 1935 года Николаевская община верующих в селе Качульке насчитывала 303 члена.
20 апреля 1936 года на основании Постановления Красноярского краевого исполнительного комитета, по решению
Каратузского РИКа, церковь в селе Качульке была официально закрыта.
4 мая 1936 года на заседании Президиума Каратузского РИКа был заслушан доклад т. Колосова (§ 283) «О ликвидации
церковного культового имущества». Заслушав, постановили: «Обязать РайФО тов. Бошкина немедленно провести
реализацию церковного культового имущества закрытых церквей», в том числе Качульской, «в соответствии со ст. 40
Инструкции по делам культов при ВЦИК».
Подготовила
Татьяна МЕНЬШИКОВА.

Прикрепления: Картинка 1
Просмотров: 521 | Добавил: zt-gazeta1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Copyright MyCorp © 2024 Конструктор сайтов - uCoz