В добрый путь, «Будокай» — … ИЧЬ, НИ, САН, СИ, ГО… — Лицо сенсея Льва Николаевича Ионова излучает строгость и неприступность. Заложив руки за спину, он неторопливо расхаживает вдоль строя учеников, в такт его счёту наносящих удары стопой ноги по воздуху. Именно так происходит разминка спортсменов – учащихся таятской общеобразовательной школы, или, как их ещё называют в селе, таятских «самураев», перед очередной тренировкой. И когда она закончилась, мы переговорили с их тренером. — ЛЕВ Николаевич, а как вы сами пришли в большой спорт? — Во время моего детства, а это шестидесятые годы прошлого столетия, среди ребят 14-15-летнего возраста особой популярностью пользовался фильм «Гений дзюдо», в котором его герой Сугато Сан-сиро побеждал всех своих многочисленных противников. Мы всей своей компанией имитировали его прыжки, приёмы, старались даже закаляться, как он. Правда, дальше такой имитации дело не шло. И лишь когда я после окончания школы поступил в Московский авиационный институт на факультет самолёто- и вертолётостроения, мечта осуществилась: в группе нашёлся парень, который занимался восточными единоборствами. Вот он-то и привёл меня в спортивную секцию, в те времена она была полузапрещена: мы тренировались, но в соревнованиях не участвовали. И лишь в 1980 году, когда в Москве открылась федерация восточных единоборств, я впервые вышел на татами и стал победителем по каратэ в городских соревнованиях. Затем было много других состязаний, в итоге которых я получил чёрный пояс в первом дане. Во многом этому я обязан, конечно, своему тренеру Владимиру Колигенову, который научил меня бороться и побеждать. Сейчас времена изменились, все запреты на восточные единоборства сняты и многие занимаются каратэ, что в переводе с японского означает «пустая рука». Мне повезло и в том, что в своё время у меня был инструктором мастер из Японии Конозава. — На ваш взгляд, для чего вообще нужна такая борьба? — Ещё с незапамятных времён человек стремился овладеть возможностями своего тела. Пребывая в гармонии с природой, он наблюдал за людьми, за животными, за растениями и пришёл к выводу, что существует взаимосвязь между макрокосмосом Вселенной и микрокосмосом человека. При определённых условиях человек может пробудить могущественные силы и способности, дремлющие внутри него. Необходимо только быть достойным и готовым к восприятию тех законов, которые открывают возможность пользоваться энергиями космоса. И восточные единоборства: каратэ, окинава-те, кун-фу – всё это имена единой по существу системы физического и духовного совершенствования человека. В своих занятиях мы стараемся открыть перед учеником такие понятия, как управлять мыслью, не терять самоконтроль, знать и понимать, что такое ритуал, кодекс чести, самоуважение через труд, жизнь в добродетели. — А в Таятах вы давно занимаетесь с детьми? — Да уже довольно прилично: нынче отметили своё пятилетие. Благодаря поддержке директора школы В.Ткачёва, главы села Ф.Иванова наша секция имеет статус спортивного клуба и носит название «Будокай», что значит «те, кто выбрал воинский путь». Но считаю, что изучение прикладного каратэ является не основной целью занятий, а лишь неким стимулом, некой интригой для поддержания устремлённости к самосовершенствованию … Отвлекаясь от разговора со Львом Николаевичем, хочется заметить, что члены его секции неоднократно ездили в краевой центр, где на соревнованиях постоянно занимают призовые места, проводят показательные выступления не только у себя, но и в других населённых пунктах района, включая и Каратуз. — И много детей у вас занимаются в секции? — Да, почти два десятка. Если бы позволяли условия, а мы ведём занятия не в спортзале, так как его нет при школе, а в приспособленном для этих целей подвале, то их было бы больше. Мы ведём набор в группу два раза в год, и к нам приходят дети в возрасте от семи лет. За пять лет своей работы Л.Н. Ионов разработал авторскую программу дополнительного образования учащихся по карате-до. И как говорит её рецензент, доктор педагогических наук, профессор КГУ, «положительной особенностью данной программы, следовательно, её отличительным признаком, является направленность на решение важнейших образовательных, воспитательных и развивающих задач, а также повышение функциональных возможностей школьников, совершенствование основ дополнительных форм физического воспитания». После этих слов только и хочется сказать: «В добрый путь, «Будокай», успехов и побед». С.ПЕТУХОВ.
|