Знамя труда
Пятница, 29.03.2024, 17:53
Меню раздела сайта
Статистика
Яндекс.Метрика
Главная » 2010 » Июль » 14 » "Амыльские перекаты"
11:46
"Амыльские перекаты"
Верхние Куряты
Старообрядцы
КТО ЖЕ такие староверы, старообрядцы, раскольники? Так стали называть представителей религиозного течения в православии, возникшего после церковных реформ патриарха Никона в 17 веке. Представители старообрядчества не приняли постулаты официальной церкви и отстаивали незыблемость старой веры.
Старообрядцы, прежде всего, — хранители всего чисторусского: языка, духовной и материальной культуры, это настоящие патриоты земли русской. Несмотря на гонения старообрядцев со стороны официальной церкви и государства, именно из их среды вышли первые предприниматели, купцы, позднее крупнейшие фабриканты и заводчики, а также знаменитые меценаты.
Особой популярностью у раскольников пользовались труды Иоанна Златоуста, жившего в 4 в. до н.э. В них они находили ответы на все вопросы. Носители старой веры пытались проблемы социально-экономического характера разрешить в рамках религиозно-этического воспитания сограждан. Основные принципы проповедей староверов: воздержание и самоограничение, так называемый разумный аскетизм, труд и бережливость не только как форма борьбы с бедностью, но и как форма воздержания и спасения человека. Аввакум и его последователи резко осуждали расточительство, чревоугодие, пьянство и курение табака. Русский аскетизм давал возможность накапливать первоначальный капитал, не прибегая к откровенному ограблению своих сограждан.
Важным положением учения Златоуста является отношение к семье как основной ячейке христианской морали и гаранту стабильности в обществе. В общинах «беспоповцев» крепость семьи освещалась не церковным обрядом, а совместной трудовой деятельностью, традиционными патриархальными порядками, построенными на заповедях «Домостроя».
Вот такие основные принципы общечеловеческих и семейных отношений исповедовали жители д.Верхних Курят в конце 19 века. По переписи 1926 года, в Верхних Курятах зарегистрировано 170 хозяйств и 1025 человек населения, а также хуторы: Морозовский и Алексеевский. Деревня состояла из главной улицы, протянувшейся почти на два километра, и еще двух небольших, отходящих от главной, — Зеленой и Табачной. Несколько домов было за речкой Куряткой.
Жители деревни, в основном представители старого поколения, сохраняли свой самобытный уклад жизни вплоть до 60-х годов 20-го столетия. Они крепко держали веру. Вся жизнь — от рождения до смерти — проходила в молитвах и труде. С молитвой вставали и ложились, начинали большое и малое дело, с молитвой уходили из дома, с ней садились за стол и завершали трапезу.
Строились
на века
ОСНОВНЫМ занятием жителей деревни были землепашество, лесной и рыбный промыслы. Кустарное производство широкого распространения не получило. Раскорчевывались и распахивались большие пространства вокруг селения. По той же переписи в 1926 году пашни составляли 5025 га. До сего времени сохранились некоторые названия пашен: Гордино, Лепов, Жуланов, Китков носок, Яблочное.
Приходили на новые земли и селились несколькими семьями из одного рода: Аликины, Белоноговы, Дурновцевы, Вольхины, Коробейниковы, Санниковы. Семьи чаще всего были многодетными, пять-восемь детей – явление обычное. Вот только один пример: в семье Агея и Евдокии Белоноговых дети: Алимпий, Настя, Мария, Иван, Гоша, Коля, Шура, Дуся. Про эту семью в деревне говорили: «Шибко работящие». Много было однофамильцев и Иванов, давали прозвища: Иван Борода, Иван Полуденский, Иван Заречный.
Поселенцы на этих землях строились всерьез и надолго. Дома возводили добротные, бревенчатые. Вокруг дома пристраивали множество подсобных помещений, необходимых в хозяйстве. Один из немногих домов такого типа сохранился в деревне – это дом семьи Кропочевых, ему скоро 100 лет. Строился он в начале 20-х годов прошлого века Иваном Вольхиным. В 40-х годах в этом доме поселилась большая семья Кропочевых, одна из дочерей Анна и сейчас проживает в нем со своими детьми. Здесь же вырос Алексей – отец Героя России Ивана Кропочева.
Дома чаще всего состояли из двух помещений: просторной кухни и горницы. Всюду царствовало дерево. В кухне вдоль стен тянулись широкие деревянные лавки, в переднем углу — большой обеденный стол, над ним Божница с иконами — главный атрибут семьи староверов. Почетное место в кухне занимала русская печь — уникальное произведение человеческого труда. Вся жизнь домочадцев вращалась вокруг этой печи. Русскую печь били из глины, что делало её очень прочной. В доме Кропочевых русская печь — ровесница дома, она уже памятник русской старины.
Печь выполняла множество функций в хозяйстве. Прежде всего она источник тепла, которое исходило от неё. В ней варили, выпекали хлеб, парили паренки, сушили всевозможные ягоды, грибы. Русская печь – лекарь: скольких ребятишек она спасла от серьезных простудных заболеваний, на ней они отогревались после длительного пребывания на горке в морозную погоду. Печь была теплой лежанкой для стариков, она грела и лечила их застаревшие болезни. Печь — это и источник света. В загнетке всегда тлели угольки, и хозяйка утром поджигала дрова в печи лучиной, зажженной от этих угольков, ведь спички были редким явлением в деревне, особенно в бедных семьях. На печи сушили одежду, обувь, под печью зимой держали кур.
К дому обязательно пристраивали сени и кладовку. Вокруг дома ставили амбар, где хранилось зерно, завозню – место для хранения орудий труда, сбруи, бочек и других очень нужных предметов быта. Дополнял эти постройки навес из теса, где лежали дрова в поленницах, нередко стояла наковальня, на которой хозяин отбивал литовки в сенокосную пору. Для ребятишек вешали качели, в летнюю знойную пору под крышей всегда было прохладно, можно было спрятаться от палящих лучей солнца. Здесь же вели беседу взрослые во время короткого отдыха. С тыльной стороны дома строили конюшни, загоны для скота. В огороде, у речки, стояла баня, до 50-х годов топилась она по-черному. В бане не только мылись, в осенне-зимний сезон сушили снопы льна и конопли, в предбаннике их мяли и получали волокна, из которых пряли прянец и ткали холсты.
До 50-х годов в деревне существовала мельница, где долгое время мельником работал Иван Тюков — человек не суетливый, немногословный и безотказный. Обращались к нему смолоть зерно: хоть большой воз, хоть один мешок — он всегда шел навстречу. Долго в Верхних Курятах существовала кузница, без которой нельзя было обходиться в большом хозяйстве. Кузнецом работал Иван Алтынцев, хорошо знающий свое дело.
В центре деревни стоял большой крестовый дом, где размещалась начальная школа.

Испытание
трудом
СКОЛЬКО разорений пережила русская деревня в 20 веке. Огненной полосой по ней прошла гражданская война. Сокрушительный удар пережила в период насильственной коллективизации крестьянских хозяйств. Не миновала эта участь и Верхние Курята, более 30 крепких зажиточных хозяйств раскулачили и выслали за пределы деревни.
В 1924 году в деревне была основана сельскохозяйственная артель им. М. Буденного, а в начале 30-х годов образован колхоз его же имени. О том, что когда-то семьи жили единолично, долго напоминала семья Никиты Полякова. Он так и не вошел в колхоз, жил своим трудом — не хуже других: огород, пасека, лесной промысел.
Тяжело пережила деревня военное и послевоенное лихолетье. Выжить можно было только непосильным трудом. Резко изменился состав жителей. Почти все мужчины ушли на фронт, многие не вернулись. Вся работа легла на плечи женщин и подростков. Женщины выкашивали литовками целые гектары покосов, жали серпами рожь, от жатвы руки жниц были в порезах, убирали коноплю, а затем сдавали её на обработку в Курагино. Очень трудоемкой была посадка, обработка и уборка табака.
И зимой женщины выполняли всю мужскую работу: вывозили на лошадях, а иногда и на волах сено, солому, ездили на лесозаготовки. Всем было тяжело, но особенно бабам-одиночкам, чьи мужья и женихи не вернулись с фронта домой. Война выкосила почти всех мужиков в деревне, но женщины умудрялись рожать, растить детей, работать от зари до зари на колхозной работе, вести свое хозяйство. Дети очень рано становились самостоятельными и приученными к крестьянскому труду. Из тех баб-одиночек до почтенного возраста дожили Парасковья Викуловна Аликина, Екатерина Петровна Захваткина и Мария Евдокимовна Кропочева.

Умели работать,
умели отдыхать
В КОНЦЕ 40-х-начале 50-х годов постепенно трудоемкие работы в колхозе механизировались. Была создана бригада механизаторов, в разное время её возглавляли Иван Дурновцев, Евдоким Санников. Механизаторами работали Антон Дурновцев, Иван Проскуряков, Иван Попов, Михаил Поляков, Митрофан Аликин, Яков Санников, Матвей Погодаев. Много лет бригадиром полеводческой бригады работал П.С.Глухов, учетчиком, а позднее бухгалтером 40 лет проработала в колхозе М.К.Полякова.
В это же время на радость людям появляются первые «полуторки» и ЗИС-5. В почетной должности шофёра работали Петр Долгополов, Иван и Тимофей Коробейниковы.
Кроме того, что колхозники работали почти бесплатно, а летом и без выходных, на них непосильным бременем ложились государственные налоги, очень схожие с оброком крепостного крестьянина. Ко всему этому была добровольно-принудительная покупка облигаций государственного займа. Один из налогов — сдача молока — в сумерках летнего вечера каждый день можно было видеть, как мелькают вдоль деревни белые платки – это женщины после трудового дня несли вечерний удой от своей коровы на молоканку.
Но вот заканчивался очередной год, завершались полевые работы, подходило время подведения итогов трудовой деятельности каждого колхозника. Труженики села ждали вознаграждения за свой труд, так как в течение года им подсчитывали трудодни. Собирались на общеколхозное собрание в клубе, где присутствовало все трудовое население деревни. По окончании собрания многие колхозницы выходили со слезами на глазах, получать за свой труд было нечего, норма выходов (250) на колхозную работу не выполнена. Да и остальные колхозники немного получали, если на один трудодень приходилось 7 коп. и 400 г зерна. Как выживали, сегодня даже трудно представить.
Все-таки в то время людей объединяла не только работа и забота о насущном, но и умение отдыхать. Окончание осенней страды совпадало с празднованием очередной годовщины Великой Октябрьской революции. Начинался праздник для деревни, отдых после тяжелейшего сельскохозяйственного труда. Гуляли компаниями целую неделю, как бы сегодня сказали «расслаблялись». Душой компании были не обильные столы, а песня и гармонь. Люди умели веселиться, много пели застольных песен, плясали под гармошку. Песня объединяла людей, помогала выжить в тяжелые времена. Летом, возвращаясь с полей, женщины на многоголосье заводили песню. А деревенский воздух был создан, чтобы мелодия лилась и звенели голоса, иногда печально, грустно, протяжно, иногда весело, задорно, надрывно и чувственно.
Заметной фигурой в деревне был почтальон — Алексей Белоногов. Почти каждый день ходил он в Нижние Куряты пешком за почтой и разносил её по деревне исправно. Его крик: «Кто дома есть?» был желанным в каждом доме. Все ждали весточки от своих родных, которых судьба раскидала по белу свету. Одних раскулачили в 30-х годах, другие сразу после войны вербовались на новые стройки. А сколько было радости у домочадцев, если приходила посылка!
В военные и послевоенные годы активное участие в жизни колхоза принимали супруги Терехины: Федор Данилович и Мария Агеевна, они пользовались большим уважением у сельчан за порядочность и сердечное отношение к жителям деревни.
Долгое время в деревне существовал добрый обычай, так называемый «помочь». Нуждающийся в помощи односельчан созывал всех к себе на трудоемкую работу, чаще всего это было обмазывание глиной стен и потолка нового дома. Работу завершали за один день, и вечером хозяин угощал работников. Очень тесные связи сохранились между кровными родственниками. Взаимовыручка между всеми жителями деревни была обычным явлением.
Крестьянин, живя в постоянном труде, движении, в строгом соблюдении постов, сохранял физическое здоровье. Босоногое детство закаляло организм деревенских ребятишек от всякого рода простудных заболеваний. Дети свой досуг проводили в подвижных играх, одной из них была лапта, незаслуженно забытая в наше время.
Если все-таки человек захворал, лечили его травами, кореньями, а когда «уже не было никакого терпения», шли к деревенской целительнице Татьяне Даниловне, её чаще звали Панкратихой, по имени мужа. Целительницей она была, поистине, от бога. Скольких людей она вылечила от всяких недугов. Те, кто её знал, до сих пор вспоминают добрым словом.
В конце 40-х годов для деревенской детворы настоящим чудом был патефон, единственный на всю деревню, привезенный А.Коробейниковым с фронта. Из раскрытых окон его дома лились песни в исполнении Л.Руслановой и К.Шульженко. Радостным событием для всех жителей деревни было появление в 50-х годах радио. Жадно слушали новости по радио как взрослые, так и школьники. А событий в стране было предостаточно: разоблачение культа личности Сталина, распахивание целины, Всемирный форум молодежи, достижения науки и техники.
Новая жизнь
ВО ВТОРОЙ половине 50-х годов менялась и жизнь в деревне. Отменили многие налоги, стали выдавать паспорта жителям села, почти во всех домах на столах появился белый хлеб. В 1958 году впервые из деревни на учебу выезжают девушки: Надя Попова и автор этих строк. Позднее высшее педагогическое образование получили многие девушки из Верхних Курят, некоторые до сих пор работают в нижнекурятской школе. Это М.Т.Васильева, А.И.Попова, А.С.Полякова, М.Т.Сыроежко, Е.И.Терехина, а также сын и внук супругов Терехиных – А.Ф.Терехин и В.А.Терехин. Получили высшее образование все три дочери Терентия Аликина, одна из них — кандидат сельскохозяйственных наук.

Распад
МОЖНО назвать много причин, способствовавших распаду российской деревни, но все-таки одна из главных – политика советского государства о так называемых «неперспективных» деревнях. 60-е годы – это время исчезновения с лица Земли многих деревень. Только за Амылом исчезли десятка полтора населенных пунктов, от некоторых даже и названия не осталось. На последнем издыхании живет и д. Верхние Куряты. Как не опечалиться при виде того, что осталось от большого, когда-то живущего полной жизнью, селения. Как грустно смотреть на покосившиеся избы, забитые окна, гнилые крыши и пустыри. Исчезли школа, клуб, который вечерами наполнялся веселой молодежью. Заросли бурьяном и молодым березняком поля и сенокосные угодья. Уходят и последние из «магикан», которые хоть как-то сохраняли обычаи и традиции староверческой деревни.
Но просится душа посетить родные места, где мы родились и выросли и где обрели вечный покой самые дорогие нам люди, у которых мы учились житейской мудрости. И не должны мы оставаться Иванами, не помнящими родства. Наши предки являли собой такие образцы трудолюбия, духовности, которые нам забывать нельзя.

КОГДА-ТО в каждой семье на видном месте, на стене, висели фотографии тех, кого давно нет в живых, но о них помнят. С детства ребенок знал, кто есть кто. К счастью, эта традиция начинает возрождаться. Сохранить память о своих предках – это наш долг.
Памятник ставим герою,
В бронзу отлито зверье.
Поставим памятник деревне
И бедным жителям её.
Есть надежда, что еще не все потеряно, возродится российская деревня с её вечно молодой стариной, ясными далями лесов, полей, лугов, уставленных стогами. Возродится деревня – хранительница бессмертного труда.
Т. ПОЛЯКОВА, с. Каратуз.
В подготовке материала помогали М. ПОЛЯКОВА и Л. МИКУШИНА,с. Нижние Куряты.
Просмотров: 1401 | Добавил: zt-gazeta1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2 Алтынцев Александр  
0
Спасибо за статью.
Внук Ивана Алтынцева

1 Ryslaniys  
0
Автор пишет "Особой популярностью у раскольников пользовались труды Иоанна Златоуста, жившего в 4 в. до н.э.". Хотелось бы уточнить, что Святитель Иоанн Златоуст, Архиепископ Константинопольский, родился в Антиохии ок. 347 года НАШЕЙ ЭРЫ, а скончался 14 сентября 407 года НАШЕЙ ЭРЫ!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Copyright MyCorp © 2024 Конструктор сайтов - uCoz