Знамя труда
Суббота, 20.04.2024, 13:01
Меню раздела сайта
Статистика
Яндекс.Метрика
Главная » 2010 » Июнь » 10 » старая копь
04:12
старая копь

Историческая справка
ДАТОЙ образования Старой Копи считают 1810 г. Но, по данным архивного отдела, в справочнике «Енисейская губерния и Урянхайский край» за 1761 год с составе Сагайской волости значится деревня Копь (Усть-Копь). «Основана деревня на месте впадения реки Копь в реку Амыл семьями переселенцев.
В 1916 г. в Копи проживало населения: мужчин – 492, женщин – 477, в том числе трудоспособных – 237 человек. Населения постороннего: 17 мужчин и 24 женщины. Количество скота: лошадей – 596, крупного рогатого скота – 628, овец, коз – 1202, свиней – 208.
Площадь земельного надела:
удобной земли – 6737,7 десятины;
неудобной земли – 1391, 7 десятины.
Озимая рожь занимает 69,4 десятины, ярица – 58,7, пшеница – 297,5, овес – 206,8, прочие – 43,6 десятины.
(Из архивного отдела г. Минусинска.)
Старая Копь Как все начиналось
К КОНЦУ 19 века в Старой Копи насчитывалось около 300 единоличных хозяйств. Жили по разному: кто богато, кто средне, а кто батрачил всю жизнь. Зажиточными считались семьи Лукиных, Костроминых, Гордеевых, Тарасовых. В селе были две мельницы: у Сальникова и Мясникова. Братья Кирилловские, Филимон и Григорий, имели маслобойню, где вырабатывали масло конопляное, льняное и подсолнечное.
Церкви в селе не было. Вместо нее построена часовенка, где псаломщиком-старостой работал Яков Голубков.
Первая школа организована в 1909 году. Инициатором ее создания стал И. М. Токарев. Находилась она в обыкновенном крестьянском доме. Первые учителя – Иван Михайлович и Надежда Николаевна Токаревы.
Гражданская война в Сибири не обошла стороной и это село. Многие жители воевали в отрядах Кравченко и Щетинкина. И.М. Токарев воевал в Первой Конной армии, был лично знаком с С.М. Буденным. После завершения гражданской войны и до последних дней жизни Иван Михайлович работал преподавателем в академии имени Фрунзе.
В 1930 году в селе началась коллективизация. Организовано три колхоза: «Заря», «Охотник», «Большевик». Зазывая людей в колхозы, новая власть забирала зерно, лошадей, коров, сельхозинвентарь. Зажиточных раскулачивали.В первые колхозные годы полностью сохранялись способы сельскохозяйственного производства единоличного уклада. Основной тягловой силой оставались лошади. Хлеб жали серпами, траву косили литовками с грабками. Позднее два колхоза и один совхоз объединили в один колхоз «Стаханова».
В 1930 году в селе была своя пожарная каланча. В случае возгорания звонили в колокол. На каждом доме крепилась табличка с рисунком: ведро, топор, лестница и т. д. — то, с чем хозева этого жилья должны прибыть на место пожара. Самый страшный пожар случился летом 1930 года. В самом центре села сгорело четыре дома. На этом месте позднее построили школу.
В 1931 г. построили новую семилетнюю школу. Учились в ней не только старокопские дети, но и из окрестных деревень: Черепановки, Еловки, Листвянки, Сосновки и даже Курятские. На площади рядом со школой стояла часовенка. В то же время в селе открыт медпункт, где работал Ф. Катков.
В 1938 году в колхозе появился первый трактор. Смотреть, как работает это чудо, сбежалась вся деревня. Труженики села привыкли к новому укладу. Жизнь налаживалась. Но…
1941 год. Грянула Великая Отечественная война. 144 человека из Старой Копи, в том числе четыре девушки, ушли защищать Родину.
В октябре этого же года приехали 10 семей репрессированных немцев и одна семья поляков, для которых наше село стало малой родиной.
В пятидесятых годах колхоз «Стаханова» переименовали в «40 лет Октября», после чего присоединили к хозяйству Большой Нички Минусинского района. Объединение ничего доброго для старокопцев не принесло, потому через некоторое время он вновь стал самостоятельным. В 60-м году колхоз соединяют с Еловкой, а затем с колхозом им. Димитрова под председательством Н.С. Болдарука. Но и это объединение было не окончательным. Через некоторое время хозяйство Старой Копи стало вновь самостоятельным.
В восьмидесятых годах в селе активно разворачивается строительство. В 1986 году построены и сданы в эксплуатацию дом культуры и 43 дома для колхозников. В 1987 году ученики переступили порог новой красивой кирпичной школы. В 1993 году построено здание сельской администрации.

Родное село
НАВЕРНОЕ, для каждого человека тот уголок, где прошло его детство, навсегда остается родным. Для меня таковым является Старая Копь.
Это небольшое село, всего шесть улиц. Но расположено оно в красивом месте, на слиянии двух рек, окружено полями, лесами, горами. Самая высокая из них – Веселая. С ее вершины видно все вокруг на десятки километров, полрайона, шестнадцать сел и деревень. От такой красоты дух захватывает. Видимо, это и привлекло наших далеких предков в эти края.

100 лет назад
НЕ ОТ ХОРОШЕЙ жизни шли люди со своими семьями в глухую сибирскую тайгу из-за Урала. Ведь в ту пору хлеб там ели только ржаной, полы в домах были земляные, топили печи козяками. Узнав, что в наших краях всего полно, только не ленись, стали собираться в путь дорогу.
Для переселенцев начиналась новая жизнь. Тайгу рубили, отвоевывая пашни, строили дома. Как им было трудно, уже не расскажет никто, а вот о том, как жили люди 100 лет назад, рассказала моя бабушка З.В. Кочергина (Прокопьева). Ее речь так отчетливо сохранилась в памяти, что хочется поделиться ею с читателями.
Прожила Зоя Васильевна 101 год. Родилась, выросла и состарилась в Старой Копи. Но когда в 85 лет ей пришлось оставить родное село и переехать жить в Каратуз, она очень скучала по малой родине. По ее воспоминаниям, на месте, где расположено сейчас село, рос хвойный лес, в основном сосна. Потому все дома, амбары и даже заплоты были из этого дерева.
По данным архивного отдела города Минусинска, в 1909 году в Старой Копи проживало 1368 человек (а сейчас всего около 300). Народ был добропорядочный. Не могла припомнить бабушка хулиганства или воровства.
Чтобы выжить в глухой тайге, нужно было много трудиться. В основном люди занимались земледелием. Выращивали хлеб, держали много скота. Рыбачили, охотились. Кроме этого у каждой семьи свое ремесло было. Голубковы и Прокаевы знатными кузнецами слыли, Мясниковы держали на реке Копи свою мельницу, позже к ним присоединились Сальниковы. На их мельнице стояла крупорушка. (После Великой Отечественной войны здесь поставили генератор, и в домах старокопцев засветились электролампы.) Был и свой гончар – Василий Савалев. Кольцовы славились своим кирпичным заводом. Дружная трудолюбивая семья Кирилловских имела свою маслобойню. Они сеяли много конопли, подсолнечника, льна, били из них масло, которым снабжали односельчан.
В то далекое время техники никакой не было. Помощниками в любой работе выступали лошади. А для них нужна была сбруя, вожжи, веревки. И этих дел мастера в селе нашлись — семья Альяновых. У них был свой прядильный станок. У некоторых имелись свои кожевни, многие умели валять валенки, другие шубы шить. Также в селе жили мастера деревянной посуды и изделий из бересты.
Кроме этого у каждой хозяйки стоял ткацкий станок (красны). Ткали все: из конопли — половики, ткань на мешки, полога, на которых сушили зерно, из льна – ткань на полотенца, скатерти, белье, верхнюю одежду.
Работы хватало всем: и старым, и малым. Корпели с темного до темного. Но трудились только в будние дни, а в воскресенье и праздники отдыхали. Исключение было лишь осенью, когда хлеб в поле убирать надо.
Умели люди работать, умели и отдыхать. Летом, как только управятся с домашними делами, рассказывала бабушка, все нарядные выходили на улицу. То здесь, то там слышна была музыка. Каждому парню хотелось научиться играть на гармошке или балалайке. Одно время в селе жили даже свои скрипач и бубенщик. На улицах стояли качели, карусели. Кроме различных игр, катались на лодках. Пожилые ходили в часовенку или ездили в райцентр в церковь. Осенью после уборочной устраивали конные бега, мужчины делали ставки. Зимой практически каждое воскресенье играли свадьбу, молодежи в селе жило много.
Когда в деревне появился частный магазин, казалось, жизнь в деревне стала лучше некуда. Но грянула революция, после которой остались вдовы, сироты да искалеченные войной мужики. В магазине исчезли не только промышленные товары, не было даже спичек, соли, мыла. Но и это не сломило старокопцев, пережили выпавшие невзгоды. Потихоньку стали налаживать быт, поднимать хозяйства.
Наступил период НЭПа. Те семьи, что жили покрепче, приобретали кто косилку, кто молотилку или сеялку. А тут опять беда.

Раскулачивание
КАКОЕ страшное слово. Особенно для тех, у кого отобрали нажитое годами и непосильным трудом, а их самих сослали. Непоправимое горе тем, кого разорили до нитки.
В Старой Копи раскулачили девять семей. Под эту статью попадали не только зажиточные, но и те, кто не подчинялся новой власти.
Началось создание коллективных хозяйств. Дома кулаков разбирали, увозили в поле, строили из них культстаны. Контора, ясли, сапожная мастерская тоже разместились в таких домах. Не пощадило то время никого. Всем лиха досталось. Ссылали даже малолетних детей. Раскулачили тогда и моего прадеда В.Ф. Прокопьева. Правда в ссылку его не сослали, так как в то время ему уже 72 года было. Но своего жилья лишили, пришлось ему жить у детей.
На этом испытания для деда Василия не закончились. В 1941 году проводил на войну он четырех сыновей и двоих внуков. Ни один из них не вернулся. В тех боях уцелела лишь треть призванных из Старой Копи солдат. Большинство из них вернулись израненные.

Новая жизнь
ЖИЗНЬ продолжалась. И снова восстановление. Умеющие читать и писать фронтовики стали у руля колхоза, сельсовета, работали бухгалтерами, бригадирами. В сапожной мастерской трудились мужчины, которым война искалечила ноги. А весь тяжелый физический труд снова лег на плечи женщин и их подрастающих детей. Тогда все школьники, начиная с третьего класса, помогали родному колхозу: сажали табак, картофель, закладывали силос, косили и метали сено. Трудились круглый год.
Непосильный труд крестьянина, который даже паспорта не имел, при выходе на пенсию в 60-х годах был оценен в 8 рублей. Наверное, поэтому дети, подрастая и видя, насколько тяжёл деревенский труд, уезжали. Село начало пустеть.
Давно исчезли с лица земли деревни, что были расположены дальше нашего села, в тайге, а Копь стоит. Хотя все меньше остается здесь детей, молодежи. Но осталась надежда на то, что, как и раньше, красота природы, величие рек и гор привлекут новых жителей. И село расцветет.


Н. КОСТЮЧЕНКО,
с. Каратуз.
Фото из семейного
альбома.
Просмотров: 1971 | Добавил: zt-gazeta1 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 3
3 Юлия  
0
Андрей, у меня в Старой Копи проживала Прабабушка Голубкова Мария, Муж у неё Комаров Иван. Может что знаете о них?

2 андрей  
0
здравствуйте, мой дед и прадед родом из старой копи, дед голубков ефим ионнович много расказывал о деревне где родился и жил до службы в армии,хотелось бы узнать больше,

1 Ruslanius  
0
"... Но по данным архивного отдела, в справочнике «Енисейская губерния и Урянхайский край» за 1761 год с составе Сагайской волости значится деревня Копь (Усть-Копь)..."
- Отмечу, что не существует такого справочника за указанный год, как не существовало ещё в этом году Сагайской волости, Копи и Каратуза! Это опечатка и архивный отдел это подтвердит! И "Но" здесь неуместно.
Автор пишет: "датой образования... считают", а можно задать вопрос, а кто именно так считает и на каком основании? Более того, почему автор не упомянул в своей статье исследования историка Соболева И.И., подкреплённые архивными документами, о датировке образовании Старой Копи, опубликованные в "Знамя труда" от 12.08.2008 г. под заголовком "Как это было"?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июнь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Архив записей
Copyright MyCorp © 2024 Конструктор сайтов - uCoz